Педагогам о ФОП ДО

03.07.2023

 «Образовательные программы дошкольного образования разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и соответствующей федеральной образовательной программой дошкольного образования. Содержание и планируемые результаты разработанных образовательными организациями образовательных программ должны быть не ниже соответствующих содержания и планируемых результатов федеральной программы дошкольного образования»

«Федеральная основная общеобразовательная программа ДО – это учебно-методическая документация (федеральный учебный план, федеральный календарный учебный график, федеральные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, федеральная рабочая программа воспитания, федеральный календарный план воспитательной работы), определяющая единые для Российской Федерации базовые объем и содержание образования определенного уровня и (или) определенной направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы» 

Ключевые изменения во ФГОС ДО: 

п. 2.6: перечень образовательных областей не изменился, однако расширено и конкретизировано содержание образовательных областей 

п. 2.7: частично изменен перечень детских видов деятельности на этапах младенчества, раннего и дошкольного детства

п. 2.10: уточнено, что содержание и планируемые результаты ООП должны быть не ниже содержания и планируемых результатов ФОП ДО 

             п.2.11: уточнено, что содержательный раздел Программы должен включать описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях, Федеральной образовательной программой и с учетом используемых методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания

п. 2.12: указано, что обязательная часть программы должна соответствовать ФОП ДО, и может оформляться в виде ссылки на ФОП ДО

п. 2.13: указано, что в краткой презентации ООП ДО, помимо прочего (см. ФГОС ДО), должна быть представлена ссылка на ФОП ДО 

 п.3.2.9: максимально допустимый объем образовательной нагрузки приведен в соответствие с действующими СанПиН

п. 4.6: включены целевые ориентиры образования в младенческом возрасте, а также расширены целевые ориентиры в раннем возрасте и на этапе завершения дошкольного образования

Теперь, ФОП ДО, соответствует ФГОС ДО (Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 № 1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования», зарегистрирован 28.12.2022 № 71847).

 «ФОП ДО позволяет реализовать несколько основополагающих функций дошкольного уровня образования:

1. Обучение и воспитание ребенка дошкольного возраста как Гражданина Российской Федерации, формирование основ его гражданской и культурной идентичности на соответствующем его возрасту содержании доступными средствами.

 2. Создание единого ядра содержания дошкольного образования, ориентированного на приобщение детей к традиционным нравственным и социокультурным  ценностям российского народа, воспитание подрастающего поколения как знающего и уважающего историю и культуру своей семьи, большой и малой Родины.

3. Создание единого федерального образовательного пространства воспитания и обучения детей от рождения до поступления в начальную школу, обеспечивающего ребенку и его родителям (законным представителям) равные, качественные условия ДО, вне зависимости от места проведения.

 «ФОП ДО определяет единые для Российской Федерации базовые объем и содержание ДО, осваиваемые обучающимися в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и планируемые результаты освоения образовательной программы».

Содержание и планируемые образовательные результаты, заявленные в ФОП ДО  ОБЯЗАТЕЛЬНЫ для достижения в каждой ДОО.

Структура ООП ДО: целевой, содержательный, организационный разделы
1. В целевом разделе:
- пояснительная записка: цель, задачи, принципы, подходы к формированию Программы
- планируемые результаты реализации Программы
- педагогическая диагностика достижения планируемых результатов
2. В содержательном разделе:
- задачи и содержание образования (обучения и воспитания) по образовательным областям: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие;

- вариативные формы, способы, методы и средства реализации Программы;
- особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик;  
- способы и направления поддержки детской инициативы; особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями обучающихся;
- направления и задачи коррекционно-развивающей работы.
- содержание коррекционно-развивающей работы на уровне ДОО;

- Федеральная рабочая программа воспитания.
3. В организационном разделе:
- психолого-педагогические условия реализации Программы ;
- особенности организации развивающей предметно-пространственной среды ;

- материально-техническое обеспечение Программы, обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания;

- примерный перечень литературных, музыкальных, художественных, анимационных произведений для реализации Программы;
- кадровые условия реализации Программы;
- примерный режим и распорядок дня в дошкольных группах;

- федеральный календарный план воспитательной.

 

Цель ФОП ДО:

·                     разностороннее развитие в период дошкольного детства с учетом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народа (жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству, и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над  материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России), исторических и национально-культурных традиций.

 Задачи ФОП ДО (новое):

·                     Обеспечить единые для России содержание дошкольного образования планируемые результаты освоения образовательной программы;

·                     Приобщать детей в соответствии с возрастными особенностями к базовым ценностям российского народа, создание условий для формирования ценностного отношения к окружающему миру, становления опыта действий и поступков на основе осмысления ценностей;

·                     Выстраивать, структурировать содержание образовательной деятельности на основе учета возрастных и индивидуальных особенностей развития детей;

·                     Создать условия для равного доступа к образованию для всех детей дошкольного возраста с учетом разнообразия образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;

·                     Обеспечить охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

·                     Обеспечить развитие физических, личностных, нравственных качеств и основ патриотизма, интеллектуальных и художественно-творческих способностей ребенка, его инициативности, самостоятельности и ответственности;

·                     Обеспечить психолого-педагогическую поддержку семье и повышение компетентности родителей в вопросах воспитания, обучения и развития, охраны и укрепления здоровья детей, обеспечения их безопасности;

·                     Обеспечить достижение детьми на этапе завершения ДО уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования.Хочу такой сайт

Принципы ФОП ДО: 

Ребенок – участник образовательных отношений, который полноценно проживает все этапы детства.

Педагоги должны:

·                     выстраивать образовательную деятельность на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка;

·                     обеспечивать сотрудничество родителей и детей, совершеннолетних членов семьи, которые принимают участие в их воспитании;

·                     поддерживать инициативу детей в различных видах деятельности;

·                     приобщать их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

·                     формировать познавательные интересы и  познавательные действия в различных видах деятельности;

·                     учитывать этнокультурную ситуацию развития детей;

·                     обеспечивать возрастную адекватность дошкольного образования, когда условия, требования, методы соответствуют возрасту и особенностям развития детей;

·                     организовывать сотрудничество ДОО с семьей.

Планируемые результаты:

·                     В младенческом возрасте и раннем возрасте - к одному году, к трем годам.

·                     В дошкольном возрасте - к четырем, пяти, шести годам.

·                     К концу дошкольного возраста – на этапе завершения освоения.

Педагогическая диагностика достижения планируемых результатов:

·                     Педагогическая диагностика достижения планируемых результатов ФОП ДО направлена на изучение деятельностных умений ребенка, его интересов, предпочтений, склонностей, личностных особенностей, способов взаимодействия со взрослыми и сверстниками. 

·                     Цели педагогической диагностики, а также особенности ее проведения (основные формы, методы) определяются ФГОС ДО (п.3.2.3 и п. 4.6).

Периодичность проведения диагностики, способ и форма фиксации результатов определяется ДОО. В ФОП ДО уточнена оптимальная периодичность – дважды в года (стартовая, с учетом адаптационного периода, и заключительная на этапе освоения содержания программы возрастной группой). Присутствуют уточнения об основном методе (наблюдении), других малоформализованных методах и методиках педагогической диагностики, а также об индикаторах оценки наблюдаемых фактов.

Педагогическая диагностика достижения планируемых результатов ФОП ДО

 Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:

1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребёнка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);

2) оптимизации работы с группой детей.

Методы педагогической диагностики

Основа – малоформализованные методы - беседа, наблюдение, контент – анализ, биографический метод, эмпатическое слушание, их особенности в использовании  (Данные методы позволяют фиксировать некоторые внешние поведенческие реакции испытуемых в разных условиях, а также такие особенности внутреннего мира, которые трудно выявить другими способами, например, переживания, чувства, некоторые личностные особенности.).

·                     Педагогическое наблюдение за детской деятельностью (в том числе в специально созданных диагностических ситуациях).

·                     Беседы с детьми.

·                     Анализ продуктов детской деятельности.

·                     Специальные методики диагностики физического, коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического развития.

 Проведение психологической диагностики определяется положениями ФГОС ДО (п. 3.2.3) Психологическая диагностика ФОП ДО допускает также психологическую диагностику развития детей.

·                     Цель психологической диагностики – выявить и изучить индивидуально-психологические особенности детей, причины трудностей в освоении образовательной программы.

·                     Кто проводит: квалифицированные специалисты – педагоги-психологи, психологи.

·                     Какие условия: ребенок участвует в психологической диагностике только с согласия родителей или законных представителей.

·                     Как использовать результаты: по результатам психологической диагностики специалисты организуют психологическое сопровождение и адресную психологическую помощь детям.

  
Метод рекомендации по реализации ФОП ДО.pdf (скачать) (посмотреть)
ФОП ДО (презентация).pdf (скачать) (посмотреть)
Комментарии к ФОП ДО.pdf (скачать) (посмотреть)
АНОНС ПК по ФОП ДО.pdf (скачать) (посмотреть)
Метод рекомендации ч 2.pdf (скачать) (посмотреть)
Вопросы по ФОП ДО_24.07.23.pdf (скачать) (посмотреть)
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».