Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 19
620036 г. Екатеринбург, ул. А. Муранова, 16 тел.: +7 (343) 300-19-40
E-m ail: mdou 19@eduekb.ru
ПРИНЯТА
Педагогическим советом
Протокол № 1
от «30» августа 2024г.
ЖДОУ-детский сад № 19
______ Г.С.Брязгина
„V, р с>т «30» августа 2024
s^C
* mhh6 6 5 ^ ; >
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«Занимательная консгруктория»
Техническая направленность
Возраст обучения: 3 -7 лет
Срок реализации: 1 год
Составитель:
Киприянова Яна Сергеевна,
педагог дополнительного образования
Екатеринбург
2024
Содержание
1. Ц елевой раздел ..........................................................................................................................3
Пояснительная записка........................................................................................................................3
2. О рганизационны й р а зд е л ......................................................................................................7
Перспективный план совместной образовательной деятельности
/младший дошкольный возраст 3-4 года/............................................................................. 7
Перспективный план совместной образовательной деятельности
/средний дошкольный возраст 4-5 л е т /............................................................................... 9
Перспективный план совместной образовательной деятельности
/старший дошкольный возраст 5-6 лет/.............................................................................. 13
Перспективный план совместной образовательной деятельности
/старший дошкольный возраст 6-7 лет/.............................................................................. 16
3. М атериально-техническое обеспечение п р о гр а м м ы .................................................18
Список литературы...................................................................................................................19
Приложение............................................................................................................................. 20
2
1. Целевой раздел
1.1.Пояснительная записка
Игрушки, игры - одно из самых сильных воспитательных средств, в руках
общества. Игру принято называть основным видом деятельности ребенка. Именно в игре
проявляются и развиваются разные стороны его личности, удовлетворяются многие
интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер, что
положительно влияет на социальное здоровье дошкольника. Такими играми нового типа
являются Лего-конструкторы, которые при всем своем разнообразии исходят из общей
идеи и обладают характерными особенностями. Каждая игра с конструктором
представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью деталей из
конструктора. Задачи даются ребенку в различной форме: в виде модели, рисунка,
фотографии, чертежа, устной инструкции и т.п. и таким образом знакомят его с разными
способами передачиинформации. Постепенное возрастание трудности задач в
конструировании позволяет ребенку идти вперед и совершенствоваться самостоятельно,
т.е. развивать своитворческие способности, в отличие от обучения, где все объясняется и
где формируются только исполнительские черты в ребенке.
Большинство игр с конструктором не исчерпывается предлагаемыми заданиями, а
позволяет детям составлять новые варианты заданий и придумывать новые игры с
конструктором, т.е. заниматься творческой деятельностью. Так моделирование из Легоконструкторов позволяет разрешить сразу несколько проблем, связанных с развитием
творческих способностей, воображения, интеллектуальной активности; формированием
на основе создания общих построек коммуникативных навыков: умением в совместной
деятельности высказывать свои предложения, советы, просьбы, в вежливой форме
отвечать на вопросы; доброжелательно предлагать помощь; объединяться в игре в пары,
микро-группы.
Актуальность.
Современное
образование
ориентировано
на
усвоение
определенной суммы знаний. Вместе с тем необходимо развивать личность ребенка, его
познавательные способности. Конструкторы Лего стимулируют практическое и
интеллектуальное развитие детей, не ограничивают свободу экспериментирования,
развивают воображение и навыки общения, помогают жить в мире фантазий, развивают
способность к интерпретации и самовыражению. Лего - конструктор дает возможность не
только собрать игрушку, но и играть с ней. Используя детали не одного, а двух и более
наборов Лего, можно собрать неограниченное количество вариантов игрушек, задающих
сюжеты игры.
Новизна программы. Данная программа составлена на основе методических
рекомендаций Е.В.Фешиной «Конструирование в детском саду», «Методический
комплект заданий к набору первые механизмы Legoeducation. Отличительная особенность
и новизна программы.выражается в реализации задач по развитию творчества и
конструктивных навыков через такие формы работы как игровые мини-проекты с
использованием конструкторов Лего. Дошкольники проходят 4 этапа усвоения данной
программы:1 -восприятие; 2-мышление;3-действие;4-результат (продукт). По окончанию
каждого занятия ребенок видит результат своей работы.
Цель программы: развивать конструкторские способности детей дошкольного возраста в
условиях детского сада.
Задачи:
1. Формировать у детей познавательную и исследовательскую активность, стремление к
умственной деятельности.
2. Развивать мелкую моторику рук, эстетический вкус, конструктивные навыки и умения.
3. Совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе,
распределении обязанностей.
3
Направленность программы -художественно-эстетическая.
Направление образовательной деятельности - конструирование.
Срок реализации: 4 года.
Программа «Мир лего» направлена на развитие конструкторских способностей детей.
Занятия проводятся с детьми с 3-7 лет по подгруппам (8-10 детей). Длительность занятий
определяется возрастом детей.
-в младшей группе не более 15 минут(дети 3-4 года)
- в средней группе не более 20 мин (дети 4-5 лет)
- в старшей группе не более 25 мин (дети 5-6 лет)
-в подготовительной к школе группе не более 30 мин (дети 6-7 лет)
Принципы Лего-конструирования
Основные принципы по Лего-конструированию:
- от простого к сложному;
- учет индивидуальных возможностей детей в освоении коммуникативных и
конструктивных навыков;
- активности и созидательности - использование эффективных методов и
целенаправленной деятельности, направленных на развитие творческих способностей
детей;
- комплексности решения задач - решение конструктивных задач в разных видах
деятельности: игровой, познавательной, речевой;
- результативности и гарантированности - реализация прав ребенка на получение помощи
и поддержки, гарантии положительного результата независимо от возраста и уровня
развития детей.
Формы организации обучения дошкольников конструированию
С целью развития детского конструирования как деятельности, в процессе которой
развивается ребенок используются формы организации обучения, рекомендованные
исследователями З.Е.Лиштван, В.Г.Нечаева, Л.А.Парамонова:
1. Конструирование по образцу/заключается в том, что детям предлагаются образцы
построек, выполненных из деталей строительного материла и конструкторов, и
показывают способы их воспроизведения. Данная форма обучения обеспечивает детям
прямую передачу готовых знаний, способов действий основанных на подражании. Такое
конструирование трудно напрямую связать с развитием творчества. Конструирование по
образцу, в основе которого лежит подражательная деятельность - важный решающий
этап, где можно решать задачи, обеспечивающие переход детей к самостоятельной
поисковой деятельности творческого характера.
2. Конструирование по модели:детям в качестве образца предлагается модель,
скрывающую от ребенка очертание отдельных ее элементов. Эту модель дети могут
воспроизвести из имеющихся у них строительного материала. Таким образом, им
предлагают определенную задачу, но не дают способа ее решения. Постановка таких
задач перед дошкольниками -достаточно эффективное средство решения активизации их
мышления. Конструирование по модели - усложненная разновидность конструирования
по образцу.
3. Конструирование по условиям:не давая детям образца постройки рисунков и способов
ее возведения, определяют лишь условия, которым постройка должна соответствовать и
которые,
как правило,
подчеркивают практическое
ее назначение.
Задачи
конструирования в данном случае выражаются через условия и носят проблемный
характер, поскольку способов их решения не дается. В процессе такого конструирования
у детей формируется умение анализировать условия и на основе этого анализа строить
практическую деятельность достаточно сложной структуры. Данная форма организации
обучения в наибольшей степени способствует развитию творческого конструирования.
4
4. Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам: моделирующий
характер самой деятельности, в которой из деталей строительного материала
воссоздаются внешние и отдельные функциональные особенности реальных объектов,
создает возможности для развития внутренних форм наглядного моделирования. В
результате такого обучения у детей формируется мышление и познавательные
способности.
5. Конструирование по замыслу: обладает большими возможностями для развертывания
творчества детей и проявления их самостоятельности-они сами решают,что и как будут
конструировать. Данная форма не средство обучения детей по созданию замыслов, она
лишь позволяет самостоятельно и творчески использовать знания и умения, полученные
раннее.
6. Конструирование по теме: детям предлагают общую тематику конструкций, и они
сами создают замыслы конкретных построек, выбирают материал и способы из
выполнения. Это достаточно распространенная в практике форма конструирования очень
близка по своему характеру конструированию по замыслу-с той лишь разницей, что
замыслы детей здесь ограничиваются определенной темой.
Основная цель
конструирования по заданной теме- актуализация и закрепление знаний и умений.
Требованиям к знаниям и умениям воспитанников
В процессе реализации поставленных задач осуществляется отслеживание
усвоение детьми обучающего и развивающего материала. Периодичность мониторинга -2
раза в год (октябрь-апрель). Формы отслеживания результатов за деятельностью детей:
- наблюдение за деятельностью детей;
- задания для самостоятельного выполнения;
- общение с ребенком.
Планируемый результат младший дошкольный возраст 3-4 года
дети могут:
- сравнивать графические модели, находить в них сходства и различия;
- использовать специальные способы и приемы с помощью наглядных схем;
- строить постройку с перекрытиями, делать постройку прочной, точно соединять детали
между собой;
- конструировать по замыслу, заранее обдумывать содержание будущей постройки,
называть ее тему, давать ее общее описание, соотносить свой замысел с имеющимся
строительным материалом;
- сооружать красивые постройки, опираясь на впечатления от рисунков, фотографий,
чертежей
- располагать кирпичики, пластины вертикально;
-правильно использовать детали строительного материала;
Планируемый результат средний дошкольный возраст 4-5 лет
дети могут:
- анализировать конструктивную и графическую модель;
- создавать более сложные постройки, сооружать постройку в соответствии с размерами
игрушек, для которых предназначается;
- правильно называть детали лего-конструктора (кирпичик, клювик, горка, овал, кирпичик
с колесиками);
- возводить конструкцию по чертежам без опоры на образец;
- обдумывать назначение будущей постройки, намечать цели деятельности;
- преобразовывать конструкцию в соответствии с заданным условием.
изменять
постройки,
надстраивая
или
заменяя
одни
детали
другими;
- использовать строительные детали с учетом их конструктивных свойств;
- преобразовывать постройки в соответствии с заданием;
- анализировать образец постройки;
- планировать этапы создания собственной постройки, находить конструктивные решения;
5
- создавать постройки по рисунку, схеме;
- работать коллективно;
- соотносить конструкцию предмета с его назначением;
- создавать различные конструкции одного и того же объекта;
- создавать модели из пластмассового и деревянного конструкторов по рисунку и
словесной инструкции.
Планируемый результат старший дошкольный возраст 5-7лет
Дети научатся:
- различать и называть детали конструктора;
- конструировать по условиям заданным взрослым;
- конструировать по образцу, чертежу, заданной схеме;
- самостоятельно и творчески выполнять задания, реализовать собственные замыслы;
- работать в паре, коллективе;
- рассказывать о постройке.
У детей сформируются:
- морально-волевые качества: толерантность, старательность, внимательность, умение
работать в коллективе, находчивость, творческие способности;
познавательные
качества:
наблюдательность,
любознательность,
интерес,
исследовательская активность;
- качества самостоятельно договариваться друг с другом;
- конструкторские навыки и умения;
Дети разовьют мелкую моторику рук, поисковую творческую деятельность, эстетический
вкус.
Материально-техническое обеспечение программы
Для успешного выполнения поставленных задач необходимы следующие условия:
Предметно-развивающая среда:
Строительные наборы и конструкторы:
- настольные;
- деревянные;
- пластмассовые (с разными способами крепления);
- «Лего-Дупло», «Лего-Дакта»,«LEGO WeDo» подобные отечественным
конструкторам;Для обыгрывания конструкций необходимы игрушки (животные,
машинки и др.).
Демонстрационный материал:
- наглядные пособия;
- цветные иллюстрации;
- фотографии;
- схемы;
- образцы;
- необходимая литература.
Техническая оснащенность:
- магнитофон;
- фотоопарат;
- диски, кассеты с записями (познавательная информация, музыка, видеоматериалы);
- интерактивная доска;
- компьютер;
- демонстрационная магнитная доска.
2. Организационный раздел
6
Перспективный план образовательной деятельности
/младший дошкольный возраст 3-4 года/
Первое полугодие:
У Учить называть детали лего-конструктора «Дупло»
■У Простейшему анализу сооруженных построек ( выделять форму, величину, цвет
деталей)
У Выполнять простейшую конструкцию в соответствии с заданными условиями
У Сравнивать предметы по длине и ширине
У Обогащать речь словосочетаниями
У Кронструировать по образцу и условиям
У Различать по цвету и форме
У Развивать
зрительно-моторную
координацию
при
соединении
деталей
конструктора, добиваться точности в процессе операционных действий
Второе полугодие:
У Познакомить с новыми деталями
У Учить воспроизводить в постройке знакомый предмет, находить его
конструктивное решение
У Оформлять свой замысел путем предварительного называния будущей
постройки
У Развивать и поддерживать замысел в процессе развертывания конструктивной
деятельности, помогать ее осуществлять
У Формировать умение использовать полученные знания в самостоятельных
постройках по замыслу.
Примерное распределение занятий на год:
У Конструирование по образцу (25)
У Преобразование образца по условиям (4)
У Конструирование по замыслу (7)
Занятия проводятся раз в неделю по 15-20 минут по подгруппам (по 8-10 детей).
Большое внимание уделяется анализу образца: дети учатся определять и называть
постройку, ее части, форму, цвет, величину конструктивных деталей. В конце каждого
месяца дети строят по замыслу, показывая, чему научились на прошлых занятиях.
Перспективное планирование в младшей группе
Месяц
тема
цели
сентябрь
Познакомить с лего-конструктором
Знакомство с легокабинетом
Закреплять знания цвета и формы
Учить выполнять простейшую конструкцию ( из
Ворота для
мягкого лего) - ворота, устанавливать опоры и класть на
заборчика
них перекладину
Учить строить простейшие постройки.
Пирамидка
Формировать бережное отношение к конструктору
Учить строить простейшие постройки.
Башенка
Формировать бережное отношение к конструктору
Взаимодействие с родителями:
1. Консультация: «ЛЕГО - нужная игра!».
2. Рекомендации: беседа с детьми «Строительство забора» (конструкция, прочность и т.д.)
7
октябрь
Здравствуй, лес!
Мы в лесу
построим дом
Разные домики
Конструирование
по замыслу
Познакомить с некоторыми видами деревьев, растущих
в лесу, научить различать деревья
Развивать творческое воображение.
Учить подражать звукам и движениям персонажей
Учить строить дом из лего-конструктора
Закреплять умение строить домики
Закреплять полученные навыки.
Учить заранее обдумывать содержание будущей
постройки, называть ее тему, давать общее описание
Развивать творческую инициативу и самостоятельность
Взаимодействие с родителями:
1. Рекомендации: - Придумать варианты дорожек (расположение кирпичиков, цветовая
гамма)
ноябрь
Мебель для
комнаты
Мебель для кухни
Печка
Конструирование
по замыслу
Развивать способности выделять в предметах их
функциональные частиУчить анализировать образец
Закреплять умение строить мебель
Запоминать название предметов мебели
Познакомить с русской печкой
Развивать воображение, фантазию
Учить строить печку из конструктора
Закреплять полученные навыки
Учить заранее обдумывать содержание будущей
постройки, называть ее тему, давать общее описание
Развивать творческую инициативу и самостоятельность
Взаимодействие с родителями:
1.Консультации: «Игра в жизни ребенка».
декабрь
Утята в озере
Учить внимательно слушать стихотворение
Строить из конструктора утят
Рассказать о рыбах
Волшебные рыбки
Учить строить рыб из конструктора
Мостик через речку Учить строить мостик, точно соединять строительные
детали
Закреплять полученные навыки
Конструирование
Учить заранее обдумывать содержание будущей
по замыслу
постройки, называть ее тему, давать общее описание.
Развивать творческую инициативу и самостоятельность
Взаимодействие с родителями:
1.
Рекомендации: Придумать варианты зимних построек (горки, лабиринты и т.д.)
2.
Выставка - конкурс «Новогодняя игрушка из LEGO - конструктора»
3.
Рекомендации и индивидуальные беседы по возникшим трудностям и вопросам по игре
с LEGO - конструктором
январь
Построим загон для Закреплять понятия «высокий», «низкий"
Учить выполнять задания по условиям
коров
Развивать творчество, воображение, фантазию
Грузовая машина
Учить создавать простейшую модель грузовой машины
Выделять основные части и детали
Домик фермера
Формировать обобщенные представления о домах
Учить сооружать постройки с перекрытиями. Делать их
прочными
8
Мельница
Развивать умение выделять части
Познакомить с понятием «фундамент»
Рассказать о мельнице
Развивать воображение, фантазию
Взаимодействие с родителями:
1. Информационный стенд: «LEGO - развивающая и обучающая среда».
2. Индивидуальная, дифференцированная работа с разными категориями родителей.
февраль
Учить строить машину с прицепом
Машина с
прицепом
Развивать навыки конструирования
Пожарная машина
Познакомить с профессией пожарного
Учить строить пожарную машину
Кораблик
Рассказать о кораблях
Учить строить более сложную постройку
Развивать внимание, навыки конструирования
Закреплять полученные навыки
Конструирование
Учить заранее обдумывать содержание будущей
по замыслу
постройки. Называть ее тему, давать описание
Развивать творческую инициативу и самостоятельность
Взаимодействие с родителями:
1.Фото-выставка «Вот как мы умеем!» (фото с занятий)
март
Детская площадка
Горка для ребят
Все работы хороши
Конструирование
по замыслу
Показать детскую площадку
Построить песочницу, лесенки
Продолжать знакомить с детской площадкой
Развивать память и наблюдательность
Познакомить с разными профессиями
Учить отличать их по внешнему виду
Воспитывать уважение к труду взрослых
Закреплять полученные навыки
Учить заранее обдумывать содержание будущей
постройки, называть ее тему, давать общее описание
Развивать творческую инициативу и самостоятельность
Взаимодействие с родителями:
1. Консультации: «Формирование и развитие элементарных математических
представлений с помощью LEGO - конструктора»; «Как выбрать конструктор для детей
младшего дошкольного возраста»
2. Информационный стенд: «Играм в LEGO вместе с мамой!»
3. Выставка детских работ, посвященная Международному женскому дню
апрель
Рассказать о космосе
Ракета
Учить строить ракету
Рассказать о луноходе
Луноход
Учить строить из деталей конструктора
Космонавты
Продолжать знакомить с космосом
Учить строить космонавтов из мелких деталей
Закреплять полученные навыки
Конструирование
Учить заранее обдумывать содержание будущей
по замыслу
постройки, называть ее тему, давать общее описание
Развивать творческую инициативу и самостоятельность
Взаимодействие с родителями:
1.Буклет «Советы для заботливых родителей» (предварительная работа перед игрой в
LEGO - конструктор)
9
2. Индивидуальная, дифференцированная работа с родителями.
3. Выставка фоторабот детей на сайте ДОУ и выставочной зоне ЛЕГО - центра
май
Продолжать знакомить с зоопарком
Животные в
зоопарке
Учить строить утку, слона
Вольер для тигров
Учить всем вместе строить одну поделку
и львов
Учить строить крокодила
Крокодил
Закреплять полученные навыки
Конструирование
Учить заранее обдумывать содержание будущей
по замыслу
постройки, называть ее тему, давать общее описание
Развивать творческую инициативу и самостоятельность
Взаимодействие с родителями:
1. Консультации: «Использование LEGO-конструктора в разных видах деятельности»,
«Успехи детей в первый год общения с ЛЕГО конструктором»
2. Выставка детских работ
Перспективный план совместной образовательной деятельности
/средний дошкольный возраст 4-5 лет/
Первое полугодие:
■У Расширять и обогащать практический опыт детей в процессе конструирования
У Использовать специальные способы и приемы с помощью наглядных моделей и
схем
У Учить определять изображенный на схеме предмет, указывать его функцию
У Формировать представление, что схема несет информацию не только о том, какой
предмет на ней изображен, но и какой материал необходим для создания
конструкции по схеме, а также о способе пространственного расположения
деталей и их соединения
У Учить сравнивать графические модели, находить в них сходства и различия
У Формировать умение строить по схеме
У Учить сооружать постройки с перекрытиями. Делать постройку прочной, точно
соединять детали между собой
У Конструировать по замыслу, заранее обдумывать содержание будущей постройки,
называть ее тему, давать ее общее описание
У Развивать творческую инициативу и самостоятельность
Второе полугодие:
У Закреплять умение анализировать конструктивную и графические модели
У Учить сооружать постройку в соответствии с размерами игрушек, для которых она
предназначается
У Правильно называть детали лего-конструктора
У Продолжать закреплять умение соотносить реальную конструкцию со схемой
У Учить заранее обдумывать назначение будущей постройки, намечать цели
деятельности
У Сравнивать полученную постройку с задуманной
У Развивать способность к контролю за качеством и результатом работы
Примерное распределение занятий на год:
10
S Конструирование по образцу и преобразование образца по условиям (26)
S Конструирование по условиям (4)
S Конструирование по замыслу (7)
Занятия проводятся раз в неделю по 20 минут по подгруппам (по 8-10 детей).На первых
занятиях дети закрепляют знания и умения, приобретенные во второй младшей группе. С
этой целью следует весь сентябрь проводить близкие по тематике занятия предыдущего
года, но в усложненном варианте. В средней группе несколько занятий необходимо
уделить коллективной постройке.
План анализа образца:
•S Рассмотреть объект в целом
•S Выделить цвета деталей
•S Назвать детали лего-конструктора
•S Установить пространственное расположение частей постройки
После анализа занятия необходимо отводить время для обыгрывания построек, поощряя
стремление детей к совместной игре. Помогая в объединении построек в общий сюжет.
На занятиях по замыслу детей нужно учить обдумывать тему будущей постройки, намечат
цель деятельности, давать общее описание будущего продукта, осваивать план разработки
замысла, сравнивать полученную постройку с задуманной.
Перспективное планирование в средней группе
тема
цели
Конструирование
Закреплять навыки, полученные в младшей группе
Учить заранее обдумывать содержание будущей
по замыслу
постройки, называть ее тему, давать общее описание.
Развивать творческую инициативу и самостоятельность
Башня
Закреплять навыки, полученные в младшей группе, и
приемы построек снизу вверх. Учить строить
простейшие постройки. Формировать бережное
отношение к конструктору
Закреплять умение строить лесные деревья
Строим лес
Учить отличать деревья друг от друга
Закреплять названия деталей, цвет
Мостик
Учить строить мостик, точно соединять строительные
детали, накладывать их друг на друга
Взаимодействие с родителями:
1. Консультация для родителей «Создание эффективной предметно - развивающей
среды по лего-конструированию в домашних условиях»
октябрь
Разучивать стихотворения про утят
Веселые утята
Учить строить утят, используя различные детали
Красивые рыбки
Уточнять и расширять представления о рыбах
Развивать умение наблюдать, анализировать, делать
выводы
Учить строить морских обитателей
Г усенок
Учить строить из конструктора гусёнка
Конструирование
Закреплять полученные навыки. Учить заранее
обдумывать содержание будущей постройки, называть
по замыслу
ее тему, давать общее описание.
Развивать творческую инициативу и самостоятельность.
Взаимодействие с родителями:
1. Консультация для родителей «Развитие способностей к рефлексии, анализу,
планированию деятельности посредством лего - конструктора»
Месяц
сентябрь
11
2. Выставка детских работ.
ноябрь
Улитка
Большие и
маленькие
пирамидки
Ворота для
заборчика
Конструирование
по замыслу
Учить строить улитку. Воспитывать добрые отношения.
Развивать память, мышление, внимание.
Учить строить разные пирамидки.
Развивать внимание, мелкую моторику рук.
Учить бережно относиться к конструктору
Учить строить ворота для заборчика
Аккуратно и крепко скреплять детали легоконструктора «Дупло»
Закреплять полученные навыки. Учить заранее
обдумывать содержание будущей постройки, называть
ее тему, давать общее описание. Развивать творческую
инициативу и самостоятельность
Взаимодействие с родителями:
1. Консультация для родителей « Развитие индивидуальных способностей ребенка и
его творческой активности с помощью лего - конструирования.
2. Фотовыставка «Мои достижения в LEGO»
Лесной домик
Учит строить дом
декабрь
Распределять детали лего-конструктора правильно
Развивать творческое воображение, навыки
конструирования
Мебель
Развивать способность выделять в реальных предметах
их функциональные части. Учить анализировать
образец
Русская печь
Рассказать о русской печке
Развивать воображение, фантазию.
Учить строить печку из конструктора
Закреплять полученные навыки
Конструирование
Учить заранее обдумывать содержание будущей
по замыслу
постройки, называть ее тему, давать общее описание.
Развивать творческую инициативу и самостоятельность
Взаимодействие с родителями:
1. Консультирование (консультации.)
Выставка - конкурс «Новогодняя Елка из LEGO - конструктора»
2. Индивидуальная, дифференцированная работа с разными категориями родителей
3.
Рекомендации и индивидуальные беседы по возникшим трудностям и вопросам по игре
с LEGO - конструктором.
январь
Загон для коров и
Учить строить загоны по условиям. Равивать глазомер,
лошадей
навыки конструирования. Мелкую моторику рук
Грузовик
Учить строить различные машины, используя детали
лего-конструктора
Дом фермера
Учить строить большой дом для фермера.
Развивать фантазию, творчество.
Учить доводить начатое дело до конца
Учить строить мельницу
Мельница
Развивать воображение, фантазию
Взаимодействие с родителями:
1. Информационно-просветительские материалы (ширмы, папки, буклеты и пр.)
2.
Информационный стенд; «Конструктивные игры для детей 4-5 - го года жизни».
3.
Составление совместных рассказов на тему «Мои любимые зимние игры».
12
февраль
Знакомство со
светофором
Продолжение
знакомства со
светофором
Робот
Конструирование
по замыслу
Учить слушать сказку.
Рассказать о светофоре.
Закреплять навыки конструирования.
Продолжать знакомить со светофором.
Учить правила дорожного движения.
Строить проезжую часть и надземный переход.
Познакомить с игрушкой робот.
Учить строить из лего-конструктора
Закреплять полученные навыки
Учить заранее обдумывать содержание будущей
постройки, называть ее тему, давать общее описание.
Взаимодействие с родителями:
1. Выставка конкурс «Мы играем в LEGO»
2. Конкурс «Стихи о LEGO!» для детей и родителей.
3. Индивидуальная, дифференцированная работа с разными категориями родителей
«Вопросы и ответы»
Мы едем в зоопарк Учить отличать хищников от травоядных животных
март
Слон
Учить строить слона
Продолжать знакомить с обитателями зоопарка
Учить строить обезьяну. Продолжать знакомить с
Обезьяна
обитателями зоопарка.
Закреплять полученные навыки
Конструирование
Учить заранее обдумывать содержание будущей
по замыслу
постройки, называть ее тему, давать общее описание.
Развивать творческую инициативу и самостоятельность
Взаимодействие с родителями:
1. Консультация для родителей «Для юных архитекторов»
2. Совместное занятие с родителями «Подарок нашим мамам»
апрель
Рассказать о космических ракетах и космонавтах. Учить
Ракета,
строить ракету и космонавтов.
космонавты
Грузовая машина с Учить сооружать знакомую конструкцию по
графической модели, соотносить ее элементы с частями
прицепом
предмета
Корабли
Дать обобщенное представление о кораблях. Учить
способам конструирования. Закреплять имеющиеся
навыки конструирования. Учить сочетать в постройке
детали по форме и цвету, устанавливать
пространственное расположение построек
Поезд
Познакомить с приемами сцепления кирпичиков с
колесами, друг с другом, основными частями поезда.
Развивать фантазию, воображение.
Конструирование
Закреплять полученные навыки. Учить заранее
обдумывать содержание будущей постройки, называть
по замыслу
ее тему, давать общее описание. Развивать творческую
инициативу и самостоятельность.
Взаимодействие с родителями:
1. Консультация для родителей «Конструирование. Что это такое?»
2. Выставка и фотовыставка работ
май
Разные профессии
Рассказать о некоторых профессиях (фермер, доярка,
повар, водитель)
Пожарная машина
Рассказать о работниках пожарной части. Учить строить
13
Самолет
Конструирование
по замыслу
из конструктора пожарную часть и пожарную машину
Развивать творчество и логическое мышление
Учить понимать нужность профессии
Рассказать о профессии летчика
Учить строить самолет, выделяя функциональные части.
Развивать интерес и творчество
Закреплять полученные навыки.
Учить заранее обдумывать содержание будущей
постройки, называть ее тему, давать общее описание.
Развивать творческую инициативу и самостоятельность.
Взаимодействие с родителями:
1. Консультация для родителей «Родителям о конструкторах ЛЕГО»
Перспективный план совместной образовательнойдеятельности /старший
дошкольный возраст 5-6 лет/
Первое полугодие:
У Закреплять приобретенные в средней группе умения
У Развивать наблюдательность, уточнять представление о форме предметов и их
частей, их пространственном расположении, относительной величине, различии и
сходстве
У Развивать воображение, самостоятельность, смекалку, умение работать
сосредоточенно
У Учить сооружать красивые постройки, опираясь на впечатления от рисунков,
фотографий, чертежей
■У Продолжать знакомить с новыми деталями
У Добиваться рассуждений вслух при решении конструктивной задачи
У Учить заранее обдумывать замысел будущей постройки, представлять ее общее
конструктивное решение, соотносить свой замысел с имеющимся строительным
материалом
Второе полугодие:
У Учить работать с мелкими деталями
У Создавать более сложные постройки
У Работать вместе, не мешая друг другу, создавать коллективные постройки
У Учить рассказывать о постройке других воспитанников
У Самостоятельно распределять обязанности
У Учить помогать товарищам в трудную минуту
У Возводить конструкцию по чертежам без опоры на образец
У Формировать умение преобразовывать конструкцию в соответствии с заданными
условиями
У Направлять детское воображение на создание новых оригинальных конструкций
У Развивать творческую активность
У Навыки межличностного общения и коллективного творчества
14
•S Способности к анализу и планированию деятельности
S Интерес к лего-конструктору
Примерное распределение занятий на год:
S Конструирование по образцу и преобразование образца по условиям (26)
S Конструирование по условиям (4)
S Конструирование по замыслу (8)
Занятия проводятся раз в неделю по 25 минут по подгруппам (по 8-10 детей).
На первых занятиях дети закрепляют знания и умения, приобретенные в средней группе.
С этой целью весь сентябрь следует проводить близкие по тематике занятия предыдущего
года, но в усложненном варианте.
Основные формы занятий:
S Моделирование по схеме, замыслу, образцу
S Работа над проектами (второе полугодие)
Проект дает ребенку возможность экспериментировать, создавать собственный мир,
повысить самооценку и учит работать в коллективе. Дети приобретают опыт в
процессе общения друг с другом, учатся уважать мнения и работу других. Работа над
проектом начинается с выбора темы и включает в себя следующие этапы:
S Подготовительный: рассматривание иллюстраций, фотографий, беседы по теме
проекта
S Основной делится на две части: рассматривание образцов, схем, создание
проекта на нескольких занятиях
•S Заключительный: вывод о проделанной работе. Дети представляют свой проект
и поощряются за оригинальные идеи, фантазию, старательность, интерес.
Перспективное планирование в старшей группе
тема
цели
Конструирование
Закреплять навыки, полученные в средней группе.
Учить заранее обдумывать содержание будущей
по замыслу
постройки, называть ее тему, давать общее описание.
Развивать творческую инициативу и самостоятельность.
Избушка на курьих Учить работать в коллективе дружно, помогая друг
ножках
другу
Мостик через
Учить строить мостик. Развивать мелкую моторику рук
речку
и навыки конструирования. Учить доводить начатое
дело до конца.
Учить коллективно строить простейшую постройку.
Колодец
Взаимодействие с родителями:
1. Консультация для родителей «Создание эффективной предметно - развивающей
среды по лего-конструированию в домашних условиях»
Учить строить большой дом для лесника
Дом лесника
октябрь
Учить строить домики разной величины и длины
Разные домики
Учить создавать сложную постройку, работать вместе,
Кафе
не мешая друг другу
Конструирование
Закреплять навыки, полученные в средней группе.
Учить заранее обдумывать содержание будущей
по замыслу
постройки, называть ее тему, давать общее описание.
Развивать творческую инициативу и самостоятельность.
Взаимодействие с родителями:
1. Консультация для родителей « Развитие способностей к рефлексии, анализу,
планированию деятельности посредством лего - конструктора»
2.
Выставка детских работ
Месяц
сентябрь
15
ноябрь
Плывут корабли
Катер
Пароход
Конструирование
по замыслу
Рассказать о водном транспорте. Учить строить
корабли. Развивать творчество, фантазию, мелкую
моторику рук.
Учить выделять в постройке ее функциональные части.
Совершенствовать умение анализировать образец,
графическое изображение постройки, выделять в ней
существенные части. Обогаш\щать речь обобщающими
понятиями : «водный, речной, морской транспорт».
Закреплять знания водном транспорте. Закреплять
навыки конструирования.
Закреплять полученные навыки. Учить заранее
обдумывать содержание будущей постройки. Называть
ее тему, давать общеее описание. Развивать творческую
инициативу и самостоятельность.
Взаимодействие с родителями:
1. Консультация для родителей « Развитие индивидуальных способностей ребенка и
его творческой активности с помощью лего - конструирования»
2. Фотовыставка «Мои достижения в LEGO»
Зоопарк
декабрь
Закреплять представления о многоообразии животного
мира. Развивать способность анализировать, делать
выводы.
Слон
Учить строить слона. Развивать творческие навыки,
терпение.
Учить строить верблюда
Верблюд
Конструирование
Закреплять полученные навыки. Учить заранее
обдумывать содержание будущей постройки. Называть
по замыслу
ее тему, давать общеее описание. Развивать творческую
инициативу и самостоятельность.
Взаимодействие с родителями:
1. Консультирование (консультации.)
2.
Выставка - конкурс «Новогодняя Елка из LEGO - конструктора»
3. Индивидуальная, дифференцированная работа с разными категориями родителей
4.
Рекомендации и индивидуальные беседы по возникшим трудностям и вопросам по игре
с LEGO - конструктором.
январь
Учить строить собаку и кошку. Развивать творчество,
Домашние
фантазию, навыки конструирования
животные
Дети
Учить строить мальчика и девочку. Учить рассказывать
о постройке
Учить находить материал для постройки
Дом фермера
Конструирование
Закреплять полученные навыки. Учить заранее
обдумывать содержание будущей постройки, называть
по замыслу
ее тему, давать общее описание. Развивать творческую
инициативу и самостоятельность.
Взаимодействие с родителями:
1.Информационный стенд; «Конструктивные игры для детей 4-5 - го года жизни».
февраль
Грузовой
автомобиль
Пожарная часть
Учить создавать сложную постройку грузовой машины.
Учить правильно соединять детали.
Рассказать о профессии пожарного. Учить строить
пожарную машину и пожарную часть. Выучить телефон
пожарной части.
16
Самолет
Конструирование
по замыслу
Закреплять знаия о профессии летчика. Учить строить
самолет по схеме.
Закреплять полученные навыки. Учить заранее
обдумывать содержание будущей постройки, называть
ее тему, давать общее описание. Развивать творческую
инициативу и самостоятельность.
Взаимодействие с родителями:
1. Выставка конкурс «Мы играем в LEGO»
2. Конкурс «Стихи о LEGO!» для детей и родителей.
3. Индивидуальная, дифференцированная работа с разными категориями родителей
«Вопросы и ответы»
март
Учить строить шпалы разными способами по схемам и
Поезд мчится
поезд по образцу.
Закреплять представления о назначении и строении
Беседка
беседок, об их частях. Учить строить беседку.
Пастбище
Уточнять и закреплять знания о домашних животных,
их назначении и пользе для человека. Воспитывать
любознательность. Учить строить загоны для домашних
животных разными способами.
Конструирование
Учить строить загоны для домашних животных разными
по замыслу
способами. Закреплять полученные навыки. Учить
заранее обдумывать содержание будущей постройки,
называть ее тему, давать общее описание. Развивать
творческую инициативу и самостоятельность.
Взаимодействие с родителями:
1. Выставка фоторабот детей на сайте ДОУ и выставочной зоне ЛЕГО - центра
апрель
Рассказать о первом космонавте нашей страны. Учить
Ракета,
космонавты
строить ракету по схеме.
Закреплять знания о светофоре.
Светофор,
регулировщик
Конструирование
Закреплять полученные навыки. Учить заранее
обдумывать содержание будущей постройки, называть
по замыслу
ее тему, давать общее описание. Развивать творческую
инициативу и самостоятельность.
Робот
Показать игрушку робот. Учить строить робота.
Учить строить рыб. Развивать навыки конструирования,
Речные рыбки
мелкую моторику рук.
Взаимодействие с родителями:
1. Консультация для родителей «Конструирование. Что это такое?»
2. Выставка и фотовыставка работ
май
Аквариум
Познакомить с обитателями аквариума. Учить строить
аквариум.
Лабиринт
Познакомить с плоскостным конструированием.
Развивать внимание, наблюдательность, мышление,
мелкую моторику рук.
Попугай
Продолжать знакомить с плоскостным
конструированием. Развивать внимание, мелкую
моторику рук.
Конструирование
Закреплять полученные навыки. Учить заранее
обдумывать содержание будущей постройки, называть
по замыслу
ее тему, давать общее описание. Развивать творческую
17
_____________________ инициативу и самостоятельность.
Взаимодействие с родителями:
1. Консультация для родителей «Родителям о конструкторах ЛЕГО»
2. Выставка детских работ
Перспективный план совместной образовательной
деятельности /подготовительный дошкольный возраст 6-7 лет/
Задачи:
У Закреплять навыки, полученные в старшей группе
У Обучать конструированию по графической модели
У Учить строить по замыслу, развивать воображение, умение заранее обдумывать
предметное содержание, назначение и строение будущей постройки, строительного
материала и возможности конструкции в пространстве.
•У Учить работать в группе(внимательно относиться друг к джругу, договариваться о
совместной работе, распределять обязанности, планировать общую работу,
действовать согласно договору. Плану, конструировать в соответствии с общим
решением).
Примерное распределение занятий на год:
У Конструирование по образцу и преобразование образца по условиям (26)
У Конструирование по условиям (4)
У Конструирование по замыслу (8)
У Занятия проводятся раз в неделю по 30 минут по подгруппам (по 8-10 детей)
На первых занятиях дети закрепляют знания и умения, приобретенные в старшей
группе. С этой целью весь сентябрь следует проводить близкие по тематике занятия
предыдущего года, но в усложненном варианте.
Перспективное планирование в подготовительной школе группе
Месяц
тема
цели
сентябрь
Знакомство с
Закреплять полученные навыки в старшей группе.
компонентами
конструктора
LEGO WeDo
Знакомство с
Развивать творческую инициативу и
наборомсодержащи самостоятельность.
м балки, оси,
соединительные
элементы, крюки
подъемных кранов,
шестеренки, шины
колес и др.
Знакомство с «первыми
Забавные
шагами»; конструирование модели. Развивать
механизмы
«Умная вертушка»: творческое воображение.
«Умная вертушка»
Развитие (программирование
модели с более сложным поведением. Закреплять
умение строить по карточке.
18
Взаимодействие с родителями:
1.Консультации: «Игра в жизни ребенка».
октябрь
Знакомство с «первыми
«Танцующие
шагами»; конструирование модели. Учить строить по
птицы»
схеме. Находить в схемах сходство и различия. Учить
рассказывать о проделанной работе.
Развитие (программирование
«Танцующие
модели с более сложным поведением. Закреплять
птицы»
навыки конструирования.
«Обезьяна
барабанщица»
«Обезьяна
барабанщица»
Знакомство с «первыми
шагами»; конструирование модели. Учить строить более
сложные постройки.
Развитие (программирование
модели с более сложным поведением. Закреплять
полученные навыки. Развивать творческую инициативу
и самостоятельность.
Взаимодействие с родителями:
1. Информационный стенд: «LEGO - развивающая и обучающая среда».
2. Индивидуальная, дифференцированная работа с разными категориями родителей.
ноябрь
Развивать творческую инициативу и
Дополнительные
задания
самостоятельность.
Звери
Знакомство с «первыми
«Голодный
шагами»; конструирование модели. Закреплять
постройки , их виды.
аллигатор»
«Голодный
аллигатор»
«Рычащий лев»
Развитие (программирование
модели с более сложным поведением. Учить строить
аллигатора по схеме. Развивать память. Внимание.
Знакомство с «первыми
шагами»; конструирование модели. Закреплять
полученные навыки. Развивать творческую инициативу
и самостоятельность.
Взаимодействие с родителями:
1.Фото-выставка «Вот как мы умеем!» (фото с занятий)
декабрь
«Рычащий лев»
Животный мир
« Порхающая птица
»
«Порхающая
птица»
Развитие (программирование
модели с более сложным поведением. Уточнять и
закреплять знания,Воспитывать любознательность,
навыки конструирования.
Знакомство с «первыми
шагами»; конструирование модели. Вызвать
положительные эмоции .
Развитие (программирование
модели с более сложным поведением. Закреплять
навыки строить по схемам.
Закреплять навыки, полученные на прошлых занятиях.
Дополнительные
задания
Взаимодействие с родителями:
1.Рекомендации: Придумать варианты зимних построек (горки, лабиринты и т.д.)
19
2. Выставка - конкурс «Новогодняя игрушка roLEGO WeDo»
3. Рекомендации и индивидуальные беседы по возникшим трудностям и вопросам по игре
с LEGO WeDo
январь
Футбол
Знакомство с «первыми
шагами»; конструирование модели. Учить строить
«Нападающий»
сложную постройку.
«Нападающий»
Развитие (программирование
модели с более сложным поведением. Продолжать
строить сложную постройку.
«Вратарь »
Знакомство с «первыми
шагами»; конструирование модели. Развивать память,
навыки конструирования.
Развитие (программирование
«Вратарь»
модели с более сложным поведением. Учить
определять особенности формы деталей конструктора,
размера и расположения.
Взаимодействие с родителями:
1. Буклет «Советы для заботливых родителей» (предварительная работа перед игрой в
LEGO WeDo )
2. Индивидуальная, дифференцированная работа с родителями.
3. Выставка фоторабот детей на сайте ДОУ и выставочной зоне ЛЕГО - центра
февраль
Знакомство с «первыми
«Ликующие
шагами»; конструирование модели. Развивать
болельщики»
наблюдательность, внимание, память.
«Ликующие
Развитие (программирование
болельщики»:
модели с более сложным поведением. Закреплять
знания о пройденном материале.
Продолжать строить сложную постройку.
Дополнительные
задания
Знакомство с «первыми
Приключения
шагами»; конструирование модели. Закреплять
«Спасение
полученные навыки. Развивать инициативу и
самолета»
самостоятельность.
Взаимодействие с родителями:
1. Консультации: «Использование LEGO-конструктора в разных видах деятельности»,
«Успехи детей в первый год общения с ЛЕГО конструктором»
2. Выставка детских работ
март
«Спасение
самолета»
«Спасение
великана»
модели
«Спасение
великана»
«Ликующие
болельщики»
Развитие (программирование
модели с более сложным поведением. Учить
определять особенности формы деталей конструктора,
размера и расположения.
Знакомство с «первыми
шагами»; конструирование модели. Закреплять знания
о постройках , закреплять знания.
Развитие (программирование
модели с более сложным поведением. Продолжать
знакомить с более сложными постройками.
Знакомство с «первыми
шагами»; конструирование модели. Закреплять
полученные навыки. Учить заранее обдумывать
20
содержание будущей постройки, называть ее тему,
давать общее описание. Развивать инициативу и
самостоятельность.
Взаимодействие с родителями:
1. Консультация для родителей « Развитие способностей к рефлексии, анализу,
планированию деятельности посредством лего - конструктора»
2. Выставка детских работ
апрель
«Ликующие
Развитие (программирование
модели с более сложным поведением. Закреплять
болельщики»
полученные навыки. Учить заранее обдумывать
содержание будущей постройки, называть ее тему,
давать общее описание. Развивать инициативу и
самостоятельность
Дополнительные
задания
«Автомобиль»
Знакомство с «первыми
шагами»; конструирование модели. Учить определять
особенности формы деталей конструктора, размера и
расположения.
«Автомобиль»
Развитие (программирование
модели с более сложным поведением. Закреплять
полученные навыки.
Взаимодействие с родителями:
1. Консультация для родителей « Развитие индивидуальных способностей ребенка и
его творческой активности с помощью лего - конструирования»
Фотовыставка «Мои достижения в LEGO»
май
«Морской котик»
Знакомство с «первыми
шагами»; конструирование модели. Учить определять
особенности формы деталей конструктора, размера и
расположения.
«Морской котик»
Развитие (программирование
модели с более сложным поведением. Учить
определять особенности формы деталей конструктора,
размера и расположения.
Закреплять пройденный материал
Дополнительные
задания
Взаимодействие с родителями:
1. Консультация для родителей «Родителям о конструкторах ЛЕГО»
2. Выставка детских работ
21
Список литературы:
1. Комарова Л.Е «Строим из Lego» ( моделирование логических отношений и объектов
реального мира средствами конструктора Lego^-М.; Линка Прес,2001г.
2. Куцакова Л.В «Конструирование и ручной труд в детском саду» Издательство:
Мозаика-Синтез 2010г.
3. Методический комплект заданий к набору первые механизмы Legoeducationсложные
задания, связанные с физикой.
4. Парамонова Л.А. «Теория и методика творческого конструирования в детском саду»
М.;Академия,2002г.-192с.
5. Программное обеспечение LegoEgucationWegov1,2.
6. ФешинаЕ.В.Лего-конструирование в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2012.-114с.
22