Образовательная программа Вокальная студия_Веселые нотки

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение - детский сад № 19
Юридический адрес: г. Екатеринбург, Академический район, ул. Анатолия Муранова. 16
Тел. 300-19-40, E-mail: mdoul9@eduekb.ru

**ео6р«о«

ПРИНЯТА
Педагогическим советом
Протокол №1
«30» августа 2024 г.

УТВЕРЖДЕНА
Заведующим МБДОУ - детский сад №19
Г.С.Брязгина
Приказ *№ 106-0 от «30» августа 2024 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«Веселы е нотки»
Художественно - эстетическая направленность
Возраст обучения: 4 - 7 лет
Срок реализации: 1 год

Составитель:
Зырянова Виктория Дмитриевна
педагог дополнительного образования

Екатеринбург
2024

Пояснительная записка
Пение - один из любимых видов музыкальной деятельности, обладающий
большим потенциалом эмоционального, музыкального, познавательного
развития воспитанников, слух, без которого музыкальная деятельность просто
не возможна, тембровый и динамический слух, музыкальное мышление и
память. Кроме того, успешно осуществляется общее развитие, формируются
высшие психические функции, обогащаются представления об окружающем
мире, речь, ребенок учится взаимодействовать со сверстниками. Поскольку
пение - психофизический процесс, связанный с работой жизненно важных
систем, таких как дыхание, кровообращение, эндокринная система и других,
важно, чтобы голосообразование было правильно, чтобы ребенок чувствовал
себя комфортно, пел легко и с удовольствием.
Правильный режим голосообразования является результатом работы по
постановке певческого голоса и дыхания. Дыхательные упражнения,
используемые на занятиях по вокальному пению в ДОУ, оказывают
оздоравливающее влияние на обменные процессы, играющие главную роль в
кровоснабжении, в том числе и органов дыхания. Улучшается дренажная
функция бронхов, восстанавливается носовое дыхание, повышается общая
сопротивляемость организма, его тонус, возрастает качество иммунных
процессов.
Данная программа направлена на развитие у воспитанников ДОУ вокальных
данных, творческих способностей, исполнительского мастерства. Программа
разработана на основе программы по музыкальному воспитанию детей
дошкольного возраста «Ладушки» (авторы И. Каплунова, И. Новоскольцева) и
программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой,
М. А. Васильевой.

Срок реализации программы, организация и проведение занятий
Программа рассчитана на 1 год обучения. Возраст участников вокальной студии
«Весёлые нотки» - 4-7 лет. Занятия проводятся с сентября по май. Основная
форма работы с детьми - занятия длительностью до 30 минут, которые
проводятся 2 раза в неделю. Другие формы работы: концертная деятельность,
участие в конкурсах и фестивалях.
Цель - формирование эстетической культуры дошкольника; развитие
эмоционально-выразительного исполнения песен; становление певческого
дыхания, правильного звукообразования, четкости дикции.
Задачи:
Образовательные: Углубить знания детей в области музыки: классической,
народной, эстрадной; Обучить детей вокальным навыкам;
Воспитательные: Привить навыки общения с музыкой: правильно
воспринимать и исполнять ее; Привить навыки сценического поведения;
Формировать чувство прекрасного на основе классического и современного
музыкального материала;
Развивающие: Развить музыкально-эстетический вкус; Развить музыкальные
способности детей;
Коррекционные: Создать условия для пополнения словарного запаса, а также
успешной социализации дошкольников.
Основополагающие принципы программы:
• Принцип полноты и целостности музыкального образования детей;
• Принцип деятельностного подхода;
• Принцип культуросообразности;
• Принцип последовательности;
• Принцип системности;
• Принцип интеграции;
• Принцип развивающего обучения;
• Принцип гуманизации;
• Принцип сотрудничества;
• Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях детского
сада и семьи.

Особенности слуха и голоса детей
ОСОБЕННОСТИ СЛУХА И ГОЛОСА ДЕТЕЙ 5 - 6 ЛЕТ
На шестом году жизни дети имеют уже некоторый музыкальный опыт. Общее
развитие на шестом году жизни, совершенствование процессов высшей нервной
деятельности оказывают положительное влияние на формирование голосового
аппарата и на развитие слуховой активности. Однако голосовой аппарат попрежнему отличается хрупкостью и ранимостью. Гортань с голосовыми
складками еще недостаточно развиты. Звук слабый.
Он усиливается резонаторами. Грудной (низкий) резонатор развит слабее, чем
головной (верхний), поэтому голос у детей 5-6 лет несильный, хотя порой и
звонкий. Следует избегать форсирование звука, во время которого у детей
развивается низкое, несвойственное им звучание. Дети могут петь в диапазоне
«ре» первой октавы - «до» второй октавы. Низкие звуки звучат более протяжно,
поэтому в работе с детьми надо использовать песни с удобной тесситурой, в
которых больше высоких звуков. Удобными являются звуки ми - фа-си. В этом
диапазоне звучание естественное, звук до первой октавы звучит тяжело, его надо
избегать.
ОСОБЕННОСТИ СЛУХА И ГОЛОСА ДЕТЕЙ 6 - 7 ЛЕТ
У детей этого возраста достаточно развита речь, они свободно высказывают
свои суждения по содержанию песни, оценивают свое пение и пение товарищей.
У детей 7-го года жизни появляется способность активного мышления. Они
более самостоятельны и инициативны во время обучения. Интенсивно
развивается их музыкальное восприятие, оно становится целенаправленным.
Дети могут самостоятельно определить характер музыки, изменение динамики,
смену темпов в пении, направление движения мелодии, поступенное и
скачкообразное понижение и повышение звуков; свободно различают звуки по
высоте и длительности; укрепляется, становится более устойчивой вокально слуховая координация. В работе по пению с детьми этого возраста следует
учитывать не только психические, но и физические особенности развития
ребенка. Голосовые мышцы у детей еще не совсем сформированы, певческое
звукообразование происходит за счет натяжения краев связок, поэтому
форсированное пение следует исключить. Крикливость искажает тембр голоса,
отрицательно влияет и на выразительность исполнения. Надо учить детей петь,
не напрягаясь, естественным светлым звуком, и только в этом случае у них
разовьются правильные вокальные данные, в голосе появиться напевность, он
станет крепким и звонким. Огромную роль в звукообразовании играет певческое
дыхание. У детей 6-7 лет увеличивается объем легких, дыхание становиться
более глубоким, это позволяет педагогу использовать в работе песни с более
длинными музыкальными фразами. У детей расширяется диапазон (до - ре).
Дети правильно интонируют мелодию. Возрастные особенности детей
позволяют включать в работу кружка два взаимосвязанных направления:

собственно вокальную работу (постановку певческого голоса) и организацию
певческой деятельности в различных видах коллективного исполнительства:
• песни хором в унисон;
• хоровыми группами (дуэт, трио и т.д.);
• при включении в хор солистов;
• пение под фонограмму;
• пение по нотам. Прежде чем приступить к работе с детьми, необходимо
выявить особенности звучания певческого звучания каждого ребенка и чистоту
интонирования мелодии и в соответствии с природным типом голоса определить
ребенка в ту или иную тембровую подгруппу. Для того чтобы научить детей
правильно петь: слушать, анализировать, слышать, интонировать (соединять
возможности слуха и голоса) нужно соблюдение следующих условий:
• игровой характер занятий и упражнений,
• активная концертная деятельность детей,
• доступный и интересный песенный репертуар, который дети будут с
удовольствием петь не только на занятиях и концертах, но и дома, на улице, в
гостях.
• атрибуты для занятий (шумовые инструменты, музыкально - дидактические
игры, пособия)
• звуковоспроизводящая аппаратура (магнитофон, микрофон, кассеты и CDдиски - чистые и с записями музыкального материала)
• сценические костюмы, необходимые для создания образа и становления
маленького артиста
Необходимо бережное отношение к детскому голосу; проводить работу с
детьми, родителями и воспитателями, разъясняя им вредность крикливого
разговора и пения, шумной звуковой атмосферы для развития слуха и голоса
ребенка. При работе над песнями необходимо соблюдать правильную вокальнопевческую постановку корпуса. Программа включает подразделы:
• восприятие музыки;
• развитие музыкального слуха и голоса;
• песенное творчество;
певческая установка;

• певческие навыки (артикуляция, слуховые навыки; навыки эмоциональновыразительного исполнения; певческое дыхание; звукообразование; навык
выразительной дикции).
Артикуляция. В работе над формированием вокально-хоровых навыков у
дошкольников огромное значение имеет в первую очередь работа над чистотой
интонирования. В этой работе имеет значение правильная артикуляция гласных
звуков.
Навык артикуляции включает:
• выразительное фонетическое выделение и грамотное произношение;
• постепенное округление фонем, умение сберечь стабильное положение гортани
при пении разных фонем, что является условием уравнивания гласных;
• умение найти близкую или высокую позицию, которая контролируется
ощущением полноценного резонирования звука в области «маски»;
• умение максимально растягивать гласные и очень коротко произносить
согласные в разном ритме и темпе. Последовательность формирования гласных:
• гласные «о», «е» - с целью выработки округленного красивого звучания;
• гласная «и» - с целью поиска звучания и мобилизации носового аппарата,
головного резонатора;
• «а», «е» - при их звукообразовании гортань резко сужается, в активную работу
включается язык, который может вызвать непредусмотренное движение
гортани. Кроме того, широкое открывание рта на звук «а» снижает активность
дыхания и голосовых связок. К слуховым навыкам можно отнести:
• слуховой самоконтроль;
• слуховое внимание;
• дифференцирование качественной стороны певческого звука, в том числе его
эмоциональной выразительности, различие правильного и неправильного пения;
• представления о певческом правильном звуке и способах его образования.
Навык эмоционально — выразительного исполнения отражает музыкально­
эстетическое содержание и исполнительский смысл конкретного вокального
произведения (попевки, песни). Он достигается:
• выразительностью мимики лица;
• выражением глаз;
• выразительностью движения и жестов;
• тембровой окраской голоса:
• динамическими оттенками и особенностью фразировки;

• наличием пауз, имеющих синтаксическое и логическое (смысловое) значение.
Певческое дыхание. Ребенок, обучающийся пению, осваивает следующую
технику распределения дыхания, которая состоит из трех этапов:
• короткий бесшумный вдох, не поднимая плеч;
• опора дыхания — пауза или активное торможение выдоха. Детям объясняют,
что необходимо задерживать дыхание животом, зафиксировать его мышцами;
• спокойное постепенное (без толчков) распределение выдоха при пении.
Формирование певческого дыхания способствует физическому укреплению
организма в целом. Это и гимнастика, и физкультура, когда сочетаются
дыхательная гимнастика и мышечная нагрузка. Для выработки навыка
выразительной
дикции
полезными
будут
следующие
упражнения
артикуляционной гимнастики:
• не очень сильно прикусить кончик языка;
• высунуть язык как можно дальше, слегка его покусывая от основания до
кончика;
• покусывать язык поочередно правыми и левыми боковыми зубами, как бы
пытаясь жевать;
• сделать круговое движение языком между губами с закрытым ртом, затем в
другую сторону;
• упереться языком в верхнюю губу, затем нижнюю, правую щеку, левую щеку,
стараясь как бы проткнуть щеки;
• пощелкать языком, меняя форму рта, одновременно меняя звук, стараясь
производить щелчки боле высокого и низкого звучания (или в унисон);
• постукивая пальцами сделать массаж лица;
• делать нижней челюстью круговые движения вперед- вправо назад- влево вперед;
• сделать вдох носом, втянув щеки между губами (рот закрыт). Выдох — губы
трубочкой. Все упражнения выполняются по 4 раза. С целью выработки дикции
можно использовать скороговорки, которые необходимо петь на одной ноте,
опускаясь и поднимаясь по полутонам, по 8-10 раз с твердой атакой звука.

Структура занятия
1. Распевание. Работая над вокально-хоровыми навыками детей необходимо
предварительно «распевать» воспитанников в определенных упражнениях.
Начинать распевание попевок (упражнений) следует в среднем, удобном
диапазоне, постепенно транспонируя его вверх и вниз по полутонам. Для этого
отводится не менее 10 МИНУТ. Время распевания может быть увеличено, но не
уменьшено. Задачей предварительных упражнений является подготовка
голосового аппарата ребенка к разучиванию и исполнению вокальных
произведений. Такая голосовая и эмоциональная разминка перед началом
работы - одно из важных средств повышения ее продуктивности и конечного
результата.
2. Пауза. Для отдыха голосового аппарата после распевания необходима пауза в
1-2 минуты (физминутка).
3. Основная часть. Работа направлена на развитие исполнительского
мастерства, разучивание песенного репертуара, отдельных фраз и мелодий по
нотам. Работа над чистотой интонирования, правильной дикцией и
артикуляцией, дыхания по фразам, динамическими оттенками.
4. Заключительная часть. Пение с движениями, которые дополняют песенный
образ и делают его более эмоциональным и запоминающимся. Работа над
выразительным артистичным исполнением.

Ожидаемый результат
Воспитанники ДОУ имеют опыт восприятия песен разного характера,
проявляют устойчивый интерес к вокальному искусству. Поют естественным
голосом, протяжно. Умеют правильно передавать мелодию в пределах ре-до2
октавы, чисто интонируют. Различают звуки по высоте, слышат движение
мелодии, поступенное и скачкообразное. Точно воспроизводят и передают
ритмический рисунок. Умеют контролировать слухом качество пения.
Выработана певческая установка. Могут петь без музыкального сопровождения.
Дети ДОУ проявляют интерес к вокальному искусству. Умеют петь
естественным голосом, без напряжения, протяжно. Внятно произносят слова,
понимая их смысл, правильно пропевают гласные в словах и правильно
произносят окончания слов. Могут петь без помощи руководителя. Проявляют
активность в песенном творчестве; поют дружно, не отставая и не опережая друг
друга. Формы подведения итогов реализации программы, являются
педагогические наблюдения, концертные выступления.
Формы подведения итогов реализации программы являются педагогические
наблюдения, концертные выступления.

Перспективно- календарный план работы
Сентябрь: Мониторинг знаний и умений детей в области «Музыка»
Октябрь
Содержание работы
Задачи
1.Коммуникативная игра- Освоение
пространства,
приветствие.
установление контактов,
психологическая настройка
на работу.

Музыкальный материал
«Приветствие» Модель И.
Евдокимовой.
«Здравствуйте»
Картушина.

Развивать певческий голос,
2.Артикуляционная
гимнастика по системе способствовать
правильному
В. Емельянова.
звукообразованию, охране
и укреплению здоровья
детей.

«Прогулка» (Занятие-игра).
2. «Паровоз» - Короткий
вдох,
долгий
выдох;
«Машина»- вибрация губ.
«Самолёт»- на звук «У»
(протяжно, на цепном
дыхании,
повышая
и
понижая голос)

3. Интонационно­
фонетические
упражнения.

Упражнять
в
точном Пропевание гласных «А-Оинтонировании трезвучий, У-И-Э»
в
разной
удерживать интонации на последовательности.
повторяющихся
звуках.
Выравнивание гласных и
согласных звуков. Следить
за правильной певческой
артикуляцией.

4. Скороговорки.
Чистоговорки.

Упражнять детей чётко
проговаривать
текст,
включая
в
работу
артикуляционный аппарат;
Проговаривать с разной
интонацией
(удивление,
повествование,
вопрос,
восклицание), темпом (с
ускорением и замедлением,
не
повышая
голоса),
интонацией (обыгрывать
образ
и
показывать
действия). Петь на одном
звуке. (Далее задачи те же).

5. Упражнения
распевания

1.
«Говорил
попугай
попугаю». 2. «Тигры». 3.
«Вёз корабль карамель». 4.
«Кит-рыба».

для Упражнять детей в чистом 1. «Котенок и бабочка»
интонировании
2. «Птичка и Лиса»

поступенного
и 3.«Машенька и Медведь»
скачкообразного движения А.Евтодьевой
мелодии вверх и вниз.
6. Песни

Побуждать детей петь
естественным голосом, без
напряжения,
правильно
брать
дыхание
между
музыкальными фразами и
перед началом
пения;
Побуждать
детей
исполнять песни лёгким
звуком в подвижном темпе
и напевно в умеренном;
Петь естественным звуком,
выразительно, выполнять
логические ударения в
музыкальных
фразах,
отчётливо
пропевать
гласные и согласные в
словах. Побуждать детей
исполнять песни а капелла.

«Плакала березка», муз. и
сл. И. Осокиной «Белые
кораблики» муз. и сл.
К. Костина

Ноябрь
Содержание работы
1.Игра-приветствие.

Задачи
Музыкальный материал
Психологическая настройка Упражнения:
1. «В гости».
на занятие.
2.«Здравствуйте».М.
Картушина.

2.Артикуляционная
Подготовка
голосового Упражнения:
гимнастика по системе В. аппарата к дыхательным, 1. «Обезьянки».
звуковым играм, пению. 2. «Весёлый язычок»
Емельянова.
Способствовать
правильному
звукообразованию, охране и
укреплению здоровья детей.
3. Интонационно­
фонетические
упражнения.

Упражнять
в
точном
интонировании трезвучий,
удерживать интонации на
повторяющихся
звуках.
Выравнивание гласных и
согласных
звуков.
Формировать
звучание

Пропевание гласных «АО-У-И-Э»
в
разной
последовательности.
Игра
со
звуком:
«Волшебная коробочка».

голоса ближе к фальцетному.
Следить
за
правильной
певческой артикуляцией.
4. Скороговорки.
Чистоговорки.

Упражнять
детей чётко
проговаривать
текст,
включая
в
работу
артикуляционный аппарат;
Проговаривать с разной
интонацией
(удивление,
повествование,
вопрос,
восклицание), темпом (с
ускорением и замедлением,
не
повышая
голоса),
интонацией
(обыгрывать
образ
и
показывать
действия). Петь на одном
звуке. (Далее задачи те же).

1. Няня мылом мыла
Милу...» 2. «Сорок сорок
ели сырок...» 3. «Шла
Саша...» 4. Знакомый
материал

5. Упражнения
для распевания.

Расширять
диапазон
детского
голоса,
точно
попадать на первый звук.
Слышать
и
передавать
поступенное
и
скачкообразное
движение
мелодии.
Самостоятельно
попадать в тонику.

1. «Фокус-покус». 2.
«Чудо-лесенка».
3.
«Храбрый портняжка»
А.Евтодьевой

6.Пение

1. Продолжать побуждать
детей петь естественным
голосом, без напряжения,
правильно брать дыхание
между
музыкальными
фразами и перед началом
пения;
2.
Петь
выразительно,
передавая
динамику
не
только куплета к куплету, но
и по музыкальным фразам;
3. Выполнять паузы, точно
передавать
ритмический
рисунок, делать логические
(смысловые) ударения в
соответствии
с текстом
песен;

«Капризная
песенка»
муз. и сл. И. Горбиной
«Ябеда-корябеда»
Б. Савельева

4. Петь лёгким, подвижным
звуком, напевно, широко, с
музыкальным
сопровождением и без него.

Декабрь
Содержание работы
Задачи
1. Коммуникативная игра- Освоение
пространства,
приветствие.
установление
контактов,
психологическая настройка
на работу

Музыкальный материал
1. «Приветствие» Модель
И.
Евдокимовой.
2.
«Здравствуйте»
Картушина.

Развивать певческий голос,
2.Артикуляционная
гимнастика по системе В. способствовать
правильному
Емельянова.
звукообразованию, охране
и укреплению здоровья
детей. Подготовить речевой
аппарат к работе над
развитием голоса.

«Лошадка»
прищёлкивание, язычок;
«Паровоз» - Короткий
вдох,
долгий
выдох;
«Машина»- вибрация губ.
«Самолёт»- на звук «У»
(протяжно, на цепном
дыхании,
повышая
и
понижая голос).

3. Интонационно­
фонетические
упражнения.

Упражнять
детей
«рисовать»
голосом,
изображать
звуковой
кластер; Побуждать детей
соотносить своё пение с
показом рук, добиваясь при
этом
осмысленного,
эстетичного,
выразительного
и
разнообразного
музыкального
действия.
Использовать карточки для
работы
руками
по
извлечению звука.

Пропевание гласных « АО-У-ИЭ»
в
разной
последовательности Игра
голосом:
«Звуки
Вселенной» Модель Т.
Боровик. (Восход и заход
солнца; парад планет унисон). «По волнам»,
«Качели», «По кочкам».

4. Скороговорки, стихи.

Упражнять детей чётко
проговаривать
текст,
включая
в
работу
артикуляционный аппарат;

Проговаривание
текста
песен, попевок. «Уточка»,
«На
дворе
трава».
Знакомый репертуар._____

Развивать
образное
мышление,
мимику,
эмоциональную
отзывчивость. Побуждать
детей
использовать
различные эмоциональные
выражения:
грустно,
радостно,
ласково,
удивлённо и.т.д.
5. Упражнения
распевания

6. Пение

для Закреплять у детей умение
чисто интонировать при
поступенном
движении
мелодии,
удерживать
интонацию
на
одном
повторяющемся
звуке;
точно
интонировать
интервалы. Упражнять в
точной
передаче
ритмического
рисунка
мелодии хлопками во время
пения

«Храбрый
портняжка»,
«Золушка
и
сестры»
А.Евтодьевой,
«Гроза»
Знакомый репертуар.

Побуждать
детей
к
активной
вокальной
деятельности. Побуждать
детей петь в унисон, а
капелла.
Отрабатывать
перенос согласных, тянуть
звук
как
ниточку.
Способствовать развитию у
детей
выразительного
пения, без напряжения,
плавно, напевно. Развивать
у детей умение петь под
фонограмму. Формировать
сценическую
культуру
(культуру
речи
и
движения).______________

«Дед Мороз-художник»
муз. и ел. Л.Еремеевой
«Веселый Дед Мороз»
муз. и ел. А.Варламова

Январь
Содержание работы
________ Задачи_________
1. Коммуникативная игра- Освоение
пространства,
приветствие.
установление
контактов,
психологическая настройка
на работу.

Музыкальный материал
«Приветствие» Модель И.
Евдокимовой.
«Здравствуйте»
Картушина.

Подготовить
речевой
2.Артикуляционная
гимнастика по системе В. аппарат к дыхательным и
звуковым играм. Развивать
Емельянова.
дикцию и артикуляцию.

Работа с губами: (покусать
зубами
верхнюю
и
нижнюю губу). Упр. «Я
обиделся», «Я радуюсь».

З.Интонационнофонопедические
упражнения.

Побуждать детей ощущать
и передавать интонацию в
пении
упражнении.
Упражнять
детей
«рисовать»
голосом,
пропевать
ультразвук.
Побуждать
детей
соотносить своё пение с
показом рук, добиваясь при
этом
осмысленного,
эстетичного,
выразительного
и
разнообразного
музыкального
действия.
Использовать карточки для
работы
руками
по
извлечению звука.

«Крик ослика» (Й - а...)
«Крик в лесу» (А - у).
«Крик чайки» (А! А!).
«Кричит ворона» (Кар).
«Скулит щенок» (И-и-и)
«Пищит больной котёнок»
(Мяу жалобно).

4. Скороговорки. Стихи.

Упражнять детей чётко
проговаривать
текст,
включая
в
работу
артикуляционный аппарат.
Формировать
слуховое
восприятие.
Побуждать
детей
использовать
различные эмоциональные
выражения:
грустно,
радостно,
ласково,
удивлённо

«Король
на
корону
копейку копил». Чтение
текста песен. Знакомый
репертуар.

5. Упражнения
распевания.

для Продолжать работу над 1. «Волк и красная
развитием голоса детей. шапочка» 2. «По щучьему
Петь плавно, добиваясь веленью» А.Евтодьевой

6. Пение.

чистоты звучания каждого «Дело было в январе»
интервала.
В.Шаинского Повторение
знакомых песен
1. Продолжать побуждать
детей петь естественным
голосом, без напряжения,
правильно брать дыхание
между
музыкальными
фразами и перед началом
пения;
2.
Совершенствовать
умение вовремя начинать
пение после музыкального
вступления, точно попадая
на первый звук;
3. Чисто интонировать в
заданном диапазоне;
4.
Закреплять
навыки
хорового
и
индивидуального пения с
музыкальным
сопровождением и без него.
5.
Совершенствовать
исполнительское
мастерство.
6.
Побуждать
детей
работать с микрофоном.
Февраль

Содержание работы
________ Задачи_________
1. Коммуникативная игра- Освоение
пространства,
приветствие.
установление
контактов,
психологическая настройка
на работу.

Музыкальный материал
«Приветствие» Модель И.
Евдокимовой.
«Здравствуйте»
Картушина.

Развивать певческий голос,
2.Артикуляционная
гимнастика по системе В. способствовать
правильному
Емельянова.
звукообразованию, охране
и укреплению здоровья
детей.

1. «Прогулка» (Занятиеигра). 2. «Паровоз» Короткий вдох, долгий
выдох;
«Матттнна»вибрация губ. «Самолёт»на звук «У» (протяжно, на
цепном
дыхании,
повышая и понижая голос)

3. Интонационнофонопедические
упражнения.

Упражнять
детей
выполнять
голосом
глиссандо снизу вверх и
сверху вниз с показом
движения
рукой.
Исполнять в среднем и
низком
регистрах.
Упражнять детей долго
тянуть звук -У - меняя при
этом
силу
звучания.
Развивать
ритмический
слух.

4. Скороговорки. Стихи.

Упражнять детей чётко «Вёз корабль камень»,
проговаривать
текст, «Ди-ги, ди-ги дай» «Петя
включая
в
работу шёл» «Думал - думал»
артикуляционный аппарат;
Проговаривать с разной
интонацией
(удивление,
повествование,
вопрос,
восклицание), темпом (с
ускорением и замедлением,
не
повышая
голоса),
интонацией (обыгрывать
образ
и
показывать
действия).

5. Упражнения
распевания.

6. Пение.

«Самолёты»,
«Самолёт
летит» М. Картушиной.
«Мороз»
(по
методу
Емельянова)

«Три
для Упражнять детей во взятии 1.
глубокого
дыхания. А.Евтодьевой
Развивать
артикуляцию, распевки.
прикрытый звук.
1. Уточнить умение детей
вовремя вступать после
музыкального вступления,
точно попадая на первый
звук;
2.Чисто интонировать в
заданном
диапазоне.
3. Совершенствовать
умение детей петь с
динамическими оттенками,
не форсируя звук при
усилении звучания.
4. Развивать вокальный
слух,____ исполнительское

медведя»
Знакомые

Е «Песенка про папу»
В.Шаинского
2.
«Модницы»
И.Ростовцева

мастерство,
навыки
эмоциональной
выразительности.
5.Побуждать
детей
работать с микрофоном.
Март
Содержание работы
Задачи
1. Коммуникативная игра- Психологическая
приветствие.
настройка на занятие.

Музыкальный материал
Упражнение: «В гости».
«Здравствуйте».
Картушина.

2.Артикуляционная
Подготовка
голосового Упражнения:
гимнастика по системе В. аппарата к дыхательным, «Обезьянки».
звуковым играм, пению. язычок»
Емельянова.
Способствовать
правильному
звукообразованию, охране
и укреплению здоровья
детей.

«Весёлый

3. Интонационнофонопедические
упражнения.

Формировать
звучание
голоса в разных регистрах,
показывая высоту звука
рукой,
следить
за
правильной
певческой
артикуляцией.

Знакомый
репертуар.
«Лягушка и кукушка»
Игры
со
звуком:
«Волшебная коробочка»,
«Волшебные предметы»

4. Скороговорки. Стихи.

Упражнять детей чётко
проговаривать
текст,
включая
в
работу
артикуляционный аппарат;
Проговаривать с разной
интонацией
(удивление,
повествование,
вопрос,
восклицание), темпом (с
ускорением и замедлением,
не
повышая
голоса),
интонацией (обыгрывать
образ
и
показывать
действия). Петь на одном
звуке. Упражнять детей
чётко проговаривать текст,
включая
в
работу
артикуляционный аппарат;

«Няня
мылом мыла
Милу...» «Сорок сорок
ели
сырок...» «Шла
Саша...»
Знакомый
материал.

Проговаривать с разной
интонацией
(удивление,
повествование,
вопрос,
восклицание), темпом (с
ускорением и замедлением,
не
повышая
голоса),
интонацией (обыгрывать
образ
и
показывать
действия). Петь на одном
звуке.
5. Упражнения
распевания.

6. Пение.

диапазон 1.
«Теремок»
для Расширять
детского
голоса. Л.Олифировой 2. «Вот
Упражнять детей точно такая чепуха» И. Рыбкиной
попадать на первый звук.
Самостоятельно попадать в
тонику. Развивать «цепное»
дыхание,
уметь
интонировать на одном
звуке.
Упражнять
связывать звуки в «легато».
Побуждать
детей
к «Мамочка
моя»
активной
вокальной А.Ермолаева»
«Пешкидеятельности. Закреплять ложки» Ю. Турнянского
умение петь в унисон, а
капелла, пропевать звуки,
используя движения рук.
Отрабатывать
перенос
согласных, тянуть звук как
ниточку. Способствовать
развитию
у
детей
выразительного пения, без
напряжения,
плавно,
напевно.
Продолжать
развивать умение у детей
петь под фонограмму и с
микрофоном. Формировать
сценическую
культуру
(культуру
речи
и
движения).______________

Апрель
Содержание работы
1.
Коммуникативная
игра-приветствие.

Задачи

Музыкальный материал
Освоение
1. «Приветствие»
пространства,установление Модель И.
контактов, психологическая Евдокимовой.
настройка на работу.
2. «Здравствуйте»
Картушина.

2.Артикуляционная
гимнастика по системе
В. Емельянова.

Развивать певческий голос,
способствовать
правильному
звукообразованию, охране и
укреплению
здоровья
детей.
Подготовить
речевой аппарат к работе
над развитием голоса.

Формировать
более
3. Интонационно­
фонетические упражнения. прочный навык дыхания,
укреплять
дыхательные
мышцы, способствовать
появлению ощущения
опоры
на
дыхании,
тренировать
артикуляционный аппарат.
4. Скороговорки, стихи.

5.
Упражнения
распевания

Упражнять детей чётко
проговаривать текст,
включая в
работу
артикуляционный
аппарат; Развивать
образное
мышление,
мимику, эмоциональную
отзывчивость.
Формировать
слуховое
восприятие.

«Лошадка» прищёлкивание,
язычок;
«Паровоз» - короткий
вдох, долгий выдох;
«Машина»- вибрация
губ. «Самолёт»- на звук
«У» (протяжно, на
цепном дыхании,
повышая и понижая
голос).
Проговаривание текста
песен, попевок.
«Уточка»,
«На дворе
трава».
Знакомый
репертуар.

«Я хороший»
«Да и нет» Петрушина

для Добиваться более лёгкого
звучания; развивать 1. «Стрекоза и рыбка»
подвижность
голоса. 2. «Кот и петух»
Удерживать
интонацию А.Евтодьевой
на
одном
повторяющемся
звуке;

точно
интонировать
интервалы. Упражнять в
точной
передаче
ритмического
рисунка
мелодии хлопками во время
пения.
Повысить
жизненный
тонус,
настроение детей, уметь
раскрепощаться.
6. Пение.

Продолжать
побуждать
детей петь
естественным голосом, без
напряжения,
правильно
брать дыхание
между
музыкальными фразами, и
перед началом пения.
Чисто
интонировать
в
заданном
диапазоне.
Закреплять навыки
хорового и
индивидуального
выразительного
пения.
Формировать сценическую
культуру.
Продолжать
побуждать детей работать с
микрофоном.

Май
Содержание работы
1.
Коммуникативная
игра-приветствие.

Задачи
Освоение
пространства,
установление
контактов,
психологическая настройка
на работу.

2.Артикуляционная
гимнастика по системе
В. Емельянова.

Закреплять работу по
развитию певческого
голоса,
способствовать
правильному
звукообразованию, охране
и
укреплению
здоровья
детей.
Подготовить
речевой
аппарат к работе над
развитием голоса.

Музыкальный материал
1. «Приветствие»
Модель И.
Евдокимовой.
2. «Здравствуйте»
Картушина.
«Прогулка» М. Лазарев.

Проговаривание текста
песен, попевок

3. Интонационно­
фонетические
упражнения.

Закреплять умение
выстраивать голосом
звуковую линию;
Закреплять умение детей
соотносить своё пение с
показом рук, добиваясь при
этом
осмысленного,
эстетичного,
выразительного и
разнообразного
музыкального
действия.
Использовать
карточки
для
работы руками по
извлечению звука.

4. Скороговорки, стихи.

Проговаривание текста
Закреплять
умение
песен, попевок.
детей
чётко
проговаривать
текст, Знакомый репертуар.
включая
в
работу
артикуляционный
аппарат; Развивать
образное
мышление,
мимику,
эмоциональную
отзывчивость..
Использовать
различные
эмоциональные выражения:
грустно,
радостно,
ласково, удивлённо и.т.д.

5. Упражнения для
распевания.

Повысить жизненный
тонус, настроение детей,
эмоциональное
благополучие, уметь
раскрепощаться.
Закреплять вокальные
навыки детей.

«Только
смеяться», «Я
хороший»,
Знакомый
репертуар.

6. Пение

Совершенствовать
вокальные навыки:
1. Петь
естественным
звуком
без
напряжения;
2. Чисто
интонировать
в
удобном
диапазоне;
3. Петь а капелла, под
аккомпанемент, под
фонограмму;
4. Слышать и оценивать
правильное и неправильное
пение;
5. Самостоятельно
попадать в тонику;
6. Самостоятельно
использовать навыки
исполнительского
мастерства,
сценической культуры.

1. «Любимый детский
сад» К.Костина
«В самый первый
раз»
Н.Разуваевой.

ОЖИДАЕМЫМ РЕЗУЛЬТАТ
Дети имеют опыт восприятия песен разного характера, проявляют
устойчивый интерес к вокальному искусству. Поют естественным голосом,
протяжно. Умеют правильно передавать мелодию в пределах ре-до2 октавы,
чисто интонируют. Различают звуки по высоте, слышат движение мелодии,
поступенное

и

скачкообразное.

Точно

воспроизводят

и

передают

ритмический рисунок. Умеют контролировать слухом качество пения.
Выработана

певческая

установка.

Могут

петь

без

музыкального

сопровождения.
Дети

проявляют

интерес

к

вокальному

искусству.

Умеют

петь

естественным голосом, без напряжения, протяжно. Внятно произносят слова,
понимая их смысл, правильно пропевают гласные в словах и правильно
произносят окончания слов. Могут петь без помощи руководителя.
Проявляют активность в песенном творчестве; поют дружно, не отставая и
не опережая друг друга.
ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ПЕВЧЕСКИХ УМЕНИЙ
м

Показатели (знания, умения, навыки)

и net ки/и
1

0

п/п
1.

Качественное исполнение знакомых песен.

2.

Наличие певческого слуха, вокально-слуховой
координации

3.

Умение импровизировать

4.

Чисто интонировать на кварту вверх и вниз, квинту и
сексту

5.

Навыки выразительной дикции

О - не справляется с заданием
н (низкий) - справляется с помощью педагога
с (средний) - справляется с частичной помощью педагога
в (высокий) - справляется самостоятельно

и

с

3

Перечень программно-методического обеспечения
1. Музыкально-дидактические

игры,

упражнения

используются

при

разучивании песен, при обучении игре на детских музыкальных
инструментах.
2. Комплекс дыхательной гимнастики - при работе над песней.
3. Пальчиковая гимнастика помогает детям отдохнуть, расслабиться,
укрепляет мышцы пальцев, ладоней, что помогает при игре на детских
музыкальных инструментах.
4. Артикуляционная гимнастика.
5. Программы, сценарии концертов.
6. Сборники песен, попевок.
7. Магнитофон, аудиокассеты, CD-диски - фонограммы используются на
занятиях, развлечениях, концертах, праздниках, в самостоятельной
деятельности.
8. Ноутбук - презентации
произведениями, с песнями.

для знакомства с новыми музыкальными

Список литературы.
I. Абелян Л.М. Как рыжик научился петь. - М.: Советский
композитор, 1989. -3 3 с.
2.

Бочев Б. Эмоциональное и выразительное пение в детском хоре.
Развитие детского голоса. -М., 1963.

3. Веселый каблучок. /Составитель Л. В. Кузьмичева. Ми.: Беларусь,
2003.-232 с.
4. Ветлугина Н. Музыкальный букварь. М.: Музыка, 1989. - 112 с.
5. Гудимов В., Лосенян А., Ананьева О. Поющая азбука. М.: ГНОМПРЕСС, 2000,- 33 с.
6. Запорожец

А.В.

Некоторые

психологические

вопросы

развития музыкального слуха у детей дошкольного
возраста. - М., 1963.
7. Каплунова

И.,

Новоскольцева

И.

Программа

по

музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста
«Ладушки». «Невская НОТА», С-Пб, 2010.
8.

Картушина М.Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду. М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010.

9. Мелодии времен года / Составитель Г. В. Савельев. Мозырь: РИФ
«Белый ветер», 1998. - 44 с.
10. Метлов Н.А. Вокальные возможности дошкольников //
Дошкольное воспитание. М., 1940, № 11.
II. Мовшович А. Песенка по лесенке. М.: ГНОМ и Д, 2000. - 64 с.
12. Музыкально-игровые этюды // Музыкальный руководитель. М., 2004
13. Никашина Т.А. Воспитание эстетических чувств у дошкольников
на музыкальных занятиях.

14. Савельев Г.В. Музыкально-эстетическое воспитание в
дошкольном возрасте. — М..
15. Струве Г. Ступеньки музыкальной грамотности. Хоровое
сольфеджио. СПб.: Лань, 1999. - 64 с.
голоса// Музыкальный руководитель. М., 2004 №5
16. Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 5-6
лет. Составитель Т. М. Орлова С. И. Бекина. М.: Просвещение, 1987. 144 с.
17. Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 5­
6 лет. Составитель Т. М. Орлова С. И. Бекина. М.: Просвещение, 1988. 143 с.
18. Яковлев А. О физиологических основах формирования певческого голоса
// Вопросы певческого воспитания школьников. В помощь школьному
учителю пения. - Л., 1959.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».