Пояснительная записка Сегодня обществу необходимы социально активные, самостоятельные и творческие люди, способные к саморазвитию. Инновационные процессы в системе образования требуют новой организации системы в целом. Формирование мотивации развития и обучения дошкольников, а также творческой познавательной деятельности, – вот главные задачи, которые стоят сегодня перед педагогом в рамках федеральных государственных образовательных стандартов. Эти непростые задачи, в первую очередь, требуют создания особых условий обучения. В связи с этим огромное значение отведено конструированию. Одной из разновидностей конструктивной деятельности в детском саду является создание 3D-моделей из LEGO-конструкторов, которые обеспечивают сложность и многогранность воплощаемой идеи. Опыт, получаемый ребенком в ходе конструирования, незаменим в плане формирования умения и навыков исследовательского поведения. LEGO–конструирование способствует формированию умения учиться, добиваться результата, получать новые знания об окружающем мире, закладывает первые предпосылки учебной деятельности. LEGOконструирование в ДОО - первый шаг в приобщении дошкольников к техническому творчеству, подготовка к более сложному конструированию робототехнике. Кроме того, LEGO-конструирование является значимым в свете внедрения и реализации ФГОС ДО, так как: являются великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников; осуществляются в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка; поддерживают инициативу детей; позволяют педагогу построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования; приобщают детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; формируют познавательные интересы и познавательные действия ребенка в различных видах деятельности; формируют познавательную активность, способствует воспитанию социально-активной личности, формирует навыки общения и сотворчества; объединяют игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляют ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ. Важнейшей отличительной особенностью стандартов нового поколения является системно-деятельностный подход, предполагающий чередование 2 практических и умственных действий ребёнка. ФГОС дошкольного образования предусматривает отказ от учебной модели, что требует от воспитателей и педагогов обращения к новым нетрадиционным формам работы с детьми. Занятия проводятся в форме игры, таким образом отходя от учебной модели. Данные вид конструирования направлен на развитие следующих процессов: 1. Психическое развитие: формирование пространственного мышления, творческого воображения, долгосрочной памяти. 2. Физиологическое развитие: развитие мускулатуры рук и костной системы, мелкой моторики движений, координации рук и глаз. 3. Развитие речи: активизация активного и пассивного словаря, выстраивания монологической и диалогической речи. Игра ребенка с LEGO деталями, близка к конструктивно-технической деятельности взрослых. Продукт детской деятельности еще не имеет общественного значения, ребенок не вносит ничего нового ни в материальные, ни в культурные ценности общества. Но правильное руководство детской деятельностью со стороны взрослых оказывает самое благотворное влияние на развитие конструкторских способностей у детей. Дополнительная программа является начальной ступенью знакомства с робототехникой. Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «LEGO-конструирование», по содержанию является технической, по форме организации – студийной. Рассчитана на 1 год. Программа разработана с учётом Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года, Примерных требований к дополнительным образовательным программам 06-1844 от 11.12.2006 г., Концепции развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726). При разработке программы были использованы следующие методические пособия: Адресность программы. Программа ориентирована на дошкольный возраст обучающихся от 5 до 7 лет, с учётом психофизиологических особенностей данной возрастной категории. Новизна программы заключается в том, что позволяет дошкольникам в форме познавательной деятельности раскрыть практическую целесообразность LEGO-конструирования, развить необходимые в дальнейшей жизни приобретенные умения и навыки. Интегрирование различных образовательных областей в кружке «ЛЕГО» открывает возможности для реализации новых концепций дошкольников, овладения новыми навыками и расширения круга интересов. Программа нацелена не столько на обучение детей сложным способам крепления деталей, сколько на создание условий для самовыражения личности ребенка. Каждый ребенок любит и хочет играть, но готовые игрушки лишают ребенка возможности творить самому. LEGO-конструктор открывает ребенку новый мир, предоставляет возможность в процессе работы приобретать такие социальные качества как любознательность, активность, 3 самостоятельность, ответственность, взаимопонимание, навыки продуктивного сотрудничества, повышения самооценки через осознание «я умею, я могу», настроя на позитивный лад, снятия эмоционального и мышечного напряжения. Развивается умение пользоваться инструкциями и чертежами, схемами, формируется логическое, проектное мышление. В ходе образовательной деятельности дети становятся строителями, архитекторами и творцами, играя, они придумывают и воплощают в жизнь свои идеи. Актуальность. Данная программа актуальна тем, что раскрывает для дошкольника мир техники. LEGO-конструирование больше, чем другие виды деятельности, подготавливает почву для развития технических способностей детей. LEGO–конструирование объединяет в себе элементы игры с экспериментированием, а следовательно, активизирует мыслительно-речевую деятельность дошкольников, развивает конструкторские способности и техническое мышление, воображение и навыки общения, способствует интерпретации и самовыражению, расширяет кругозор, позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности дошкольников, а это – одна из составляющих успешности их дальнейшего обучения в школе. Программа носит интегрированный характер и строится на основе деятельностного подхода в обучении. Педагогическая целесообразность. Педагогическая целесообразность программы обусловлена развитием конструкторских способностей детей через практическое мастерство. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого. Цель программы: создание благоприятных условий для развития у старших дошкольников первоначальных конструкторских умений на основе LEGO– конструирования. Задачи: На занятиях по LEGO-конструированию ставится ряд обучающих, развивающих и воспитательных задач: Обучающие: закреплять и развивать навыки конструирования по образцу, условию и замыслу; обогащать и активизировать словарь, совершенствовать монологическую речь (умение составлять рассказ о предмете, описывать свои действия, выстраивать цепочку логического и последовательного повествования и др.; формировать умение искать и преобразовывать необходимую информацию на основе различных информационных технологий (графических – текст, рисунок, схема; информационно-коммуникативных); развивать мелкую моторику рук, стимулируя в будущем общее речевое развитие и развитие умственных способностей. Развивающие: развивать у дошкольников интерес к моделированию и конструированию, 4 стимулировать детское техническое творчество; развивать творческие способности и логическое мышление детей; развивать образное, техническое мышление и умение выразить свой замысел; развивать умения творчески подходить к решению задачи и излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений. Воспитательные: формировать предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу; развивать коммуникативную компетентность старших дошкольников на основе организации совместной продуктивной деятельности (умение работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности, развитие навыков межличностного общения и коллективного творчества. 5 Формы и методы обучения. Занятия проходят в форме бесед, игр и выполнения практических заданий, игры-путешествия. Используется просмотр фрагментов мультфильмов, иллюстраций, также детям представлены образцы построек, которые необходимо повторить. Методы и приёмы обучения: Наглядный: рассматривание на занятиях готовых построек, демонстрация способов крепления, приемов подбора деталей по размеру, форме, цвету, способы удержания их в руке или на столе. Информационно-рецептивный: обследование LEGO деталей, которое предполагает подключение различных анализаторов (зрительных и тактильных) для знакомства с формой, определения пространственных соотношений между ними (на, под, слева, справа. Совместная деятельность педагога и ребёнка. Репродуктивный: воспроизводство знаний и способов деятельности (форма: собирание моделей и конструкций по образцу, беседа, упражнения по аналогу) Практический: использование детьми на практике полученных знаний и увиденных приемов работы. Словесный: краткое описание и объяснение действий, сопровождение и демонстрация образцов, разных вариантов моделей. Проблемный: постановка проблемы и поиск решения. Творческое использование готовых заданий (предметов), самостоятельное их преобразование. Игровой: использование сюжета игр для организации детской деятельности, персонажей для обыгрывания сюжета. Занятия в основном строятся по единой схеме: введение в тему, создание эмоционального настроения; получение новых знаний, изучение новых деталей, применение на практике, изготовление постройки; рефлексия (самоанализ деятельности и её результатов, Способы определения результативности. С целью определения уровня освоения дополнительной общеобразовательной программы, а также для повышения эффективности и улучшения качества образовательного процесса проводится педагогический мониторинг в течение всего периода обучения. Педагогический мониторинг включает четыре этапа диагностики: входной, проводится в начале обучения, определяет уровень знаний (беседа, тест); текущий, проводится на каждом занятии (наблюдение, беседа); промежуточный, проводится по окончании изучения отдельных тем (дидактические игры, постройка на определенную тематику) итоговый, проводится в конце учебного года, определяет уровень освоения программы. Результаты педагогического мониторинга фиксируются в сводных таблицах. Виды контроля. 6 в начале учебного года (беседа, педагогическое наблюдение); в течение учебного года (педагогическое наблюдение, опрос, контрольное занятие, самостоятельная работа); в конце учебного года (выставка, конкур). Отличительные особенности программы. Структура дополнительной общеобразовательной программы состоит из увлекательных занятий, каждое занятие дети изготавливают определенную постройку, на определенную тематику, что позволяет комплексно и в доступной по возрасту форме познакомить обучающихся с основными направлениями конструирования. Организация образовательного процесса. Программа рассчитана на 1 год обучения, для детей дошкольного возраста от 5 до 7 лет. Распределение учебных часов выглядит следующим образом: занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа. 1 час равен 30 минутам. Первая часть занятия – это упражнение на развитие логического мышления (длительность – 8 - 10 минут). Цель первой части: развитие элементов логического мышления. Основными задачами являются: Совершенствование навыков классификации. Обучение анализу логических закономерностей и умению делать правильные умозаключения на основе проведенного анализа. Активизация памяти и внимания. Ознакомление с множествами и принципами симметрии. Развитие комбинаторных способностей. Закрепление навыков ориентирования в пространстве. Вторая часть – собственно конструирование. Цель второй части: развитие способностей к наглядному моделированию. Основные задачи: Развитие умения анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные функциональные части, устанавливать связь между их назначением и строением. Обучение планированию процесса создания собственной модели и совместного проекта. Стимулирование конструктивного воображения при создании постройки по собственному замыслу, по предложенной или свободно выбранной теме. Формирование умения действовать в соответствии с инструкциями педагога и передавать особенности предметов средствами конструктора LEGO. Развитие речи и коммуникативных способностей. Третья часть – обыгрывание построек, выставка работ. 7 Ожидаемый результат реализации программы: Появится интерес к самостоятельному изготовлению построек, умение применять полученные знания при проектировании и сборке конструкций, познавательная активность, воображение, фантазия и творческая инициатива. Сформируются конструкторские умения и навыки, умение анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные части, устанавливать связь между их назначением и строением. Совершенствуются коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе, распределении обязанностей. Сформируются предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу. Формы и режим занятий. В процессе занятий сочетается групповая и индивидуальная работа. Методика проведения занятий предусматривает как теоретическую подачу материала (словесные методы – рассказ, беседа), так и практическую деятельность, являющуюся основной, необходимой для закрепления информации и выработки умений и навыков: то есть конструирование. Условия приёма. На обучение по дополнительной общеобразовательной программе принимаются дети 5-7 лет, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья для занятий конструктивной деятельностью, без специальной подготовки. Уровень программы. Содержание и материал программы обучения имеет «стартовый» уровень сложности, т.е. используются и реализуются общедоступные и универсальные формы организации материала, минимальная сложность предлагаемого для освоения содержания программы. Работа с родителями. Взаимодействие педагога с родителями, способствует интеллектуальному, эмоциональному и эстетическому развитию детей. Поэтому родители являются важными участниками в реализации дополнительной общеобразовательной программы. В течение года предусматривается проведение родительских собраний, консультаций, открытых занятий, мастерклассы, где можно наглядно проследить успехи своего ребёнка. Условия и средства реализации программы. Кадровые: педагоги со средним или высшим образованием, владеющие знаниями и умениями конструктивной деятельности, а также обладающие знаниями в области педагогики и психологии. Материально-технические: Для реализации программы необходимы: Стулья и столы по количеству детей; Конструктор LEGO classic; Конструктор мега блокс; Пластины от lego. 8 Календарный учебный график Образовательной программы дополнительного образования LEGO-конструирование (для детей старшей группы 5-7 лет) № 1. Название LEGOконструиров ание Месяц Количество занятий в неделю Продолжит ельность занятия (время, мин.) Количество занятий в месяц 8 (240 мин) сентябрь 2 30 октябрь ноябрь декабрь январь февраль март апрель май 2 2 2 2 2 2 2 2 30 30 30 30 30 30 30 30 Всего часов в год (время мин.) 8 (240 мин) 8 (240 мин) 9 (270 мин) 7 (210 мин) 7 (210 мин) 8 (240 мин) 8 (240 мин) 7 (210 мин) 72 часа Учебно-тематический план 1 год обучения № п\п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Темы Ознакомительное занятие «LEGOконструирование», знакомство с деталями, способом крепления, строительство по замыслу. Моделирование заборов «Постройка ограды (вольер) для животных» Игры «волшебный мешочек» Зоопарк, размещение животных в вольеры, придумывание сюжета Игра «Расскажи о своем животном» Слон и жираф Игра «Собери модель» Дети (моделирование, фигура мальчика и девочки) Заюшкина избушка Игра «Найди деталь с картинки» Дед Мороз Дом Дедушки Мороза Птицы Кормушка для птиц из лего Повторение зимующих птиц Автомобили Конструирование по образцу Самолет Конструирование по замыслу 9 Количество часов Обще Теория Практи е ка 4 2 2 4 1 3 4 1 3 4 4 1 - 1 4 4 - 4 8 4 4 4 4 1 1 3 3 8 2 6 2 - 2 12 13 14 15 16 17 Плывут корабли Игра «Чья команда быстрее?» Беседка Конструирование по замыслу, конструктор на выбор Покорители космоса Строим ракету Робот Строительство по замыслу Игра «Лабиринт» 4 1 3 3 - 3 3 1 2 4 - 4 4 4 - 4 4 Перечень используемых ресурсов Список использованной литературы 1. В."Образовательная робототехника Lego WeDo. Сборник методических рекомендаций и практикумов" издательство ДМк-Пресс, 2016 г. 2. Г. «Строим из Лего» Издательство Линка - Пресс, Москва, 2001год 3. Бедфорд «Большая книга Лего». Издательство Манн, Иванов и Фербер,2014 год. 4. А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений.-М.: Издательский центр «Академия», 2002 5. С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС: пособие для педагогов. -ИПЦ «Маска».- 2013. 6. ПервороботLegoWeDo [Электронный ресурс]. – Электронные данные. – LegoGroup, 2009. – 1 эл. опт.диск (CD-ROM). 7. В. Лего-конструирование в детском саду: пособие для педагогов / Е.В.Фешина.-М.: Сфера, 2011. 8. Программа дополнительного образования «Роботенок» (http://dohcolonoc.ru/programmy-v-dou/9316-programma-robotjonok.html) 9. Проект «Развитие конструирования и образовательной робототехники в учреждениях общего и дополнительного образования г. Сочи на период 20142016 гг.» (http://sochi-schools.ru/sut/im/d_114.pdf) 10. Рабочая программа «Робототехника в детском саду» (http://sochischools.ru/sut/im/d_114.pdf) 10 Аннотация Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа ориентирована на детей в возрасте от 5 до 7 лет, срок реализации составляет 1 год. Цель программы: создание благоприятных условий для развития у старших дошкольников первоначальных конструкторских умений на основе LEGO– конструирования. Задачи: Обучающие: закреплять и развивать навыки конструирования по образцу, условию и замыслу; обогащать и активизировать словарь, совершенствовать монологическую речь (умение составлять рассказ о предмете, описывать свои действия, выстраивать цепочку логического и последовательного повествования и др.; формировать умение искать и преобразовывать необходимую информацию на основе различных информационных технологий (графических – текст, рисунок, схема; информационно-коммуникативных); развивать мелкую моторику рук, стимулируя в будущем общее речевое развитие и развитие умственных способностей. Развивающие: развивать у дошкольников интерес к моделированию и конструированию, стимулировать детское техническое творчество; развивать творческие способности и логическое мышление детей; развивать образное, техническое мышление и умение выразить свой замысел; развивать умения творчески подходить к решению задачи и излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений. Воспитательные: формировать предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу; развивать коммуникативную компетентность старших дошкольников на основе организации совместной продуктивной деятельности (умение работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности, развитие навыков межличностного общения и коллективного творчества. Отличительные особенности программы. Структура дополнительной общеобразовательной программы состоит из увлекательных занятий, каждое занятие дети изготавливают определенную постройку, на определенную тематику, что позволяет комплексно и в доступной по возрасту форме познакомить обучающихся с основными направлениями конструирования. 11 12