Рабочая программа Легоконструирование

Пояснительная записка
Сегодня обществу необходимы социально активные, самостоятельные и
творческие люди, способные к саморазвитию. Инновационные процессы в
системе образования требуют новой организации системы в целом.
Формирование мотивации развития и обучения дошкольников, а также
творческой познавательной деятельности, – вот главные задачи, которые стоят
сегодня перед педагогом в рамках федеральных государственных
образовательных стандартов. Эти непростые задачи, в первую очередь, требуют
создания особых условий обучения. В связи с этим огромное значение отведено
конструированию.
Одной из разновидностей конструктивной деятельности в детском саду
является создание 3D-моделей из LEGO-конструкторов, которые обеспечивают
сложность и многогранность воплощаемой идеи. Опыт, получаемый ребенком в
ходе конструирования, незаменим в плане формирования умения и навыков
исследовательского поведения.
LEGO–конструирование способствует формированию умения учиться,
добиваться результата, получать новые знания об окружающем мире,
закладывает
первые
предпосылки
учебной
деятельности.
LEGOконструирование в ДОО - первый шаг в приобщении дошкольников к
техническому творчеству, подготовка к более сложному конструированию робототехнике.
Кроме того, LEGO-конструирование является значимым в свете внедрения
и реализации ФГОС ДО, так как:
 являются великолепным средством для интеллектуального развития
дошкольников;
 осуществляются в форме игры, познавательной и исследовательской
деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей
художественно-эстетическое развитие ребенка;
 поддерживают инициативу детей;
 позволяют педагогу построение образовательной деятельности на основе
индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок
становится активным в выборе содержания своего образования, становится
субъектом образования;
 приобщают детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и
государства;
 формируют познавательные интересы и познавательные действия ребенка в
различных видах деятельности;
 формируют познавательную активность, способствует воспитанию
социально-активной личности, формирует навыки общения и сотворчества;
 объединяют игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью,
предоставляют ребенку возможность экспериментировать и созидать свой
собственный мир, где нет границ.
Важнейшей отличительной особенностью стандартов нового поколения
является системно-деятельностный подход, предполагающий чередование
2

практических и умственных действий ребёнка. ФГОС дошкольного
образования предусматривает отказ от учебной модели, что требует от
воспитателей и педагогов обращения к новым нетрадиционным формам работы
с детьми. Занятия проводятся в форме игры, таким образом отходя от учебной
модели.
Данные вид конструирования направлен на развитие следующих
процессов:
1. Психическое развитие: формирование пространственного мышления,
творческого воображения, долгосрочной памяти.
2. Физиологическое развитие: развитие мускулатуры рук и костной
системы, мелкой моторики движений, координации рук и глаз.
3. Развитие речи: активизация активного и пассивного словаря,
выстраивания монологической и диалогической речи.
Игра ребенка с LEGO деталями, близка к конструктивно-технической
деятельности взрослых. Продукт детской деятельности еще не имеет
общественного значения, ребенок не вносит ничего нового ни в материальные,
ни в культурные ценности общества. Но правильное руководство детской
деятельностью со стороны взрослых оказывает самое благотворное влияние на
развитие конструкторских способностей у детей.
Дополнительная программа является начальной ступенью знакомства с
робототехникой.
Направленность
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программы «LEGO-конструирование», по содержанию
является технической, по форме организации – студийной. Рассчитана на 1 год.
Программа разработана с учётом Федерального закона «Об образовании в
Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года, Примерных
требований к дополнительным образовательным программам 06-1844 от
11.12.2006 г., Концепции развития дополнительного образования детей
(утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726).
При разработке программы были использованы следующие методические
пособия:
Адресность программы. Программа ориентирована на дошкольный
возраст обучающихся от 5 до 7 лет, с учётом психофизиологических
особенностей данной возрастной категории.
Новизна программы заключается в том, что позволяет дошкольникам в
форме познавательной деятельности раскрыть практическую целесообразность
LEGO-конструирования, развить необходимые в дальнейшей жизни
приобретенные умения и навыки. Интегрирование различных образовательных
областей в кружке «ЛЕГО» открывает возможности для реализации новых
концепций дошкольников, овладения новыми навыками и расширения круга
интересов. Программа нацелена не столько на обучение детей сложным
способам крепления деталей, сколько на создание условий для самовыражения
личности ребенка. Каждый ребенок любит и хочет играть, но готовые игрушки
лишают ребенка возможности творить самому. LEGO-конструктор открывает
ребенку новый мир, предоставляет возможность в процессе работы
приобретать такие социальные качества как любознательность, активность,
3

самостоятельность, ответственность, взаимопонимание, навыки продуктивного
сотрудничества, повышения самооценки через осознание «я умею, я могу»,
настроя на позитивный лад, снятия эмоционального и мышечного напряжения.
Развивается умение пользоваться инструкциями и чертежами, схемами,
формируется логическое, проектное мышление.
В ходе образовательной деятельности дети становятся строителями,
архитекторами и творцами, играя, они придумывают и воплощают в жизнь
свои идеи.
Актуальность.
Данная программа актуальна тем, что раскрывает для дошкольника мир
техники. LEGO-конструирование больше, чем другие виды деятельности,
подготавливает почву для развития технических способностей детей.
LEGO–конструирование
объединяет
в
себе
элементы
игры
с
экспериментированием, а следовательно, активизирует мыслительно-речевую
деятельность дошкольников, развивает конструкторские способности и
техническое мышление, воображение и навыки общения, способствует
интерпретации и самовыражению, расширяет кругозор, позволяет поднять на
более высокий уровень развитие познавательной активности дошкольников, а это
– одна из составляющих успешности их дальнейшего обучения в школе.
Программа носит интегрированный характер и строится на основе
деятельностного подхода в обучении.
Педагогическая целесообразность.
Педагогическая целесообразность программы обусловлена развитием
конструкторских способностей детей через практическое мастерство. Целый
ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание,
фантазирование служат для достижения этого.
Цель программы: создание благоприятных условий для развития у
старших дошкольников первоначальных конструкторских умений на основе
LEGO– конструирования.
Задачи:
На занятиях по LEGO-конструированию ставится ряд обучающих,
развивающих и воспитательных задач:
Обучающие:
 закреплять и развивать навыки конструирования по образцу, условию и
замыслу;
 обогащать и активизировать словарь, совершенствовать монологическую речь
(умение составлять рассказ о предмете, описывать свои действия, выстраивать
цепочку логического и последовательного повествования и др.;
 формировать умение искать и преобразовывать необходимую информацию на
основе различных информационных технологий (графических – текст,
рисунок, схема; информационно-коммуникативных);
 развивать мелкую моторику рук, стимулируя в будущем общее речевое
развитие и развитие умственных способностей.
Развивающие:
 развивать у дошкольников интерес к моделированию и конструированию,
4








стимулировать детское техническое творчество;
развивать творческие способности и логическое мышление детей;
развивать образное, техническое мышление и умение выразить свой замысел;
развивать умения творчески подходить к решению задачи и излагать мысли в
четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения,
анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем
логических рассуждений.
Воспитательные:
формировать предпосылки учебной деятельности: умение и желание
трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной
целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу;
развивать коммуникативную компетентность старших дошкольников на
основе организации совместной продуктивной деятельности (умение работать
над проектом в команде, эффективно распределять обязанности, развитие
навыков
межличностного
общения
и
коллективного
творчества.

5

Формы и методы обучения.
Занятия проходят в форме бесед, игр и выполнения практических заданий,
игры-путешествия. Используется просмотр фрагментов мультфильмов,
иллюстраций, также детям представлены образцы построек, которые
необходимо повторить.
Методы и приёмы обучения:
Наглядный: рассматривание на занятиях готовых построек, демонстрация
способов крепления, приемов подбора деталей по размеру, форме, цвету,
способы удержания их в руке или на столе.
Информационно-рецептивный: обследование LEGO деталей, которое
предполагает подключение различных анализаторов (зрительных и тактильных)
для знакомства с формой, определения пространственных соотношений между
ними (на, под, слева, справа. Совместная деятельность педагога и ребёнка.
Репродуктивный: воспроизводство знаний и способов деятельности
(форма: собирание моделей и конструкций по образцу, беседа, упражнения по
аналогу)
Практический: использование детьми на практике полученных знаний и
увиденных приемов работы.
Словесный: краткое описание и объяснение действий, сопровождение и
демонстрация образцов, разных вариантов моделей.
Проблемный: постановка проблемы и поиск решения. Творческое
использование
готовых
заданий
(предметов),
самостоятельное
их
преобразование.
Игровой: использование сюжета игр для организации детской
деятельности, персонажей для обыгрывания сюжета.
Занятия в основном строятся по единой схеме:
 введение в тему, создание эмоционального настроения;
 получение новых знаний, изучение новых деталей, применение на практике,
изготовление постройки;
 рефлексия
(самоанализ
деятельности и её результатов,
Способы определения результативности.
С
целью
определения
уровня
освоения
дополнительной
общеобразовательной программы, а также для повышения эффективности и
улучшения качества образовательного процесса проводится педагогический
мониторинг в течение всего периода обучения. Педагогический мониторинг
включает четыре этапа диагностики:
входной, проводится в начале обучения, определяет уровень знаний (беседа,
тест);
текущий, проводится на каждом занятии (наблюдение, беседа);
промежуточный, проводится по окончании изучения отдельных тем
(дидактические игры, постройка на определенную тематику)
итоговый, проводится в конце учебного года, определяет уровень
освоения программы.
Результаты педагогического мониторинга фиксируются в сводных таблицах.
Виды контроля.
6

 в начале учебного года (беседа, педагогическое наблюдение);
 в течение учебного года (педагогическое наблюдение, опрос, контрольное
занятие, самостоятельная работа);
 в конце учебного года (выставка, конкур).
Отличительные особенности программы.
Структура дополнительной общеобразовательной программы состоит из
увлекательных занятий, каждое занятие дети изготавливают определенную
постройку, на определенную тематику, что позволяет комплексно и в
доступной по возрасту форме познакомить обучающихся с основными
направлениями конструирования.
Организация образовательного процесса.
Программа рассчитана на 1 год обучения, для детей дошкольного возраста
от 5 до 7 лет.
Распределение учебных часов выглядит следующим образом:
занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа. 1 час равен 30 минутам.
Первая часть занятия – это упражнение на развитие логического мышления
(длительность – 8 - 10 минут).
Цель первой части: развитие элементов логического мышления.
Основными задачами являются:
 Совершенствование навыков классификации.
 Обучение анализу логических закономерностей и умению делать правильные
умозаключения на основе проведенного анализа.
 Активизация памяти и внимания.
 Ознакомление с множествами и принципами симметрии.
 Развитие комбинаторных способностей.
 Закрепление навыков ориентирования в пространстве.
Вторая часть – собственно конструирование.
Цель второй части: развитие способностей к наглядному моделированию.
Основные задачи:
 Развитие умения анализировать предмет, выделять его характерные
особенности, основные функциональные части, устанавливать связь между их
назначением и строением.
 Обучение планированию процесса создания собственной модели и
совместного проекта.
 Стимулирование конструктивного воображения при создании постройки по
собственному замыслу, по предложенной или свободно выбранной теме.
 Формирование умения действовать в соответствии с инструкциями педагога и
передавать особенности предметов средствами конструктора LEGO.
 Развитие речи и коммуникативных способностей.
Третья часть – обыгрывание построек, выставка работ.
7

Ожидаемый результат реализации программы:
 Появится интерес к самостоятельному изготовлению построек, умение
применять полученные знания при проектировании и сборке конструкций,
познавательная активность, воображение, фантазия и творческая инициатива.
 Сформируются конструкторские умения и навыки, умение анализировать
предмет, выделять его характерные особенности, основные части,
устанавливать связь между их назначением и строением.
 Совершенствуются коммуникативные навыки детей при работе в паре,
коллективе, распределении обязанностей.
 Сформируются предпосылки учебной деятельности: умение и желание
трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной
целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу.
Формы и режим занятий.
В процессе занятий сочетается групповая и индивидуальная работа.
Методика проведения занятий предусматривает как теоретическую подачу
материала (словесные методы – рассказ, беседа), так и практическую
деятельность, являющуюся основной, необходимой для закрепления
информации и выработки умений и навыков: то есть конструирование.
Условия приёма.
На обучение по дополнительной общеобразовательной программе
принимаются дети 5-7 лет, не имеющие противопоказаний по состоянию
здоровья для занятий конструктивной деятельностью, без специальной
подготовки.
Уровень программы.
Содержание и материал программы обучения имеет «стартовый» уровень
сложности, т.е. используются и реализуются общедоступные и универсальные
формы организации материала, минимальная сложность предлагаемого для
освоения содержания программы.
Работа с родителями.
Взаимодействие педагога с родителями, способствует интеллектуальному,
эмоциональному и эстетическому развитию детей. Поэтому родители являются
важными
участниками
в
реализации
дополнительной
общеобразовательной программы. В течение года предусматривается
проведение родительских собраний, консультаций, открытых занятий, мастерклассы, где можно наглядно проследить успехи своего ребёнка.
Условия и средства реализации программы.
Кадровые: педагоги со средним или высшим образованием, владеющие
знаниями и умениями конструктивной деятельности, а также обладающие
знаниями в области педагогики и психологии.
Материально-технические:
 Для реализации программы необходимы:
 Стулья и столы по количеству детей;
 Конструктор LEGO classic;
 Конструктор мега блокс;
 Пластины от lego.
8

Календарный учебный график
Образовательной программы дополнительного образования
LEGO-конструирование (для детей старшей группы 5-7 лет)
№

1.

Название

LEGOконструиров
ание

Месяц

Количество
занятий в
неделю

Продолжит
ельность
занятия
(время,
мин.)

Количество
занятий в
месяц
8 (240 мин)

сентябрь

2

30

октябрь
ноябрь
декабрь
январь
февраль
март
апрель
май

2
2
2
2
2
2
2
2

30
30
30
30
30
30
30
30

Всего
часов в
год
(время
мин.)

8 (240 мин)
8 (240 мин)
9 (270 мин)
7 (210 мин)
7 (210 мин)
8 (240 мин)
8 (240 мин)
7 (210 мин)

72 часа

Учебно-тематический план
1 год обучения
№
п\п
1
2
3

4
5
6
7
8
9
10
11

Темы
Ознакомительное занятие «LEGOконструирование», знакомство с
деталями, способом крепления,
строительство по замыслу.
Моделирование заборов «Постройка
ограды (вольер) для животных»
Игры «волшебный мешочек»
Зоопарк, размещение животных в
вольеры, придумывание сюжета
Игра «Расскажи о своем животном»
Слон и жираф
Игра «Собери модель»
Дети (моделирование, фигура
мальчика и девочки)
Заюшкина избушка
Игра «Найди деталь с картинки»
Дед Мороз
Дом Дедушки Мороза
Птицы
Кормушка для птиц из лего
Повторение зимующих птиц
Автомобили
Конструирование по образцу
Самолет
Конструирование по замыслу
9

Количество часов
Обще Теория Практи
е
ка
4

2

2

4

1

3

4

1

3

4
4

1
-

1
4

4

-

4

8

4

4

4
4

1
1

3
3

8

2

6

2

-

2

12
13
14
15
16
17

Плывут корабли
Игра «Чья команда быстрее?»
Беседка
Конструирование по замыслу,
конструктор на выбор
Покорители космоса
Строим ракету
Робот
Строительство по замыслу
Игра «Лабиринт»

4

1

3

3

-

3

3

1

2

4

-

4

4
4

-

4
4

Перечень используемых ресурсов
Список использованной литературы
1. В."Образовательная робототехника Lego WeDo. Сборник методических
рекомендаций и практикумов" издательство ДМк-Пресс, 2016 г.
2. Г. «Строим из Лего» Издательство Линка - Пресс, Москва, 2001год
3. Бедфорд «Большая книга Лего». Издательство Манн, Иванов и Фербер,2014
год.
4. А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду:
Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений.-М.: Издательский центр
«Академия», 2002
5. С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС:
пособие для педагогов. -ИПЦ «Маска».- 2013.
6. ПервороботLegoWeDo [Электронный ресурс]. – Электронные данные. –
LegoGroup, 2009. – 1 эл. опт.диск (CD-ROM).
7. В. Лего-конструирование в детском саду: пособие для педагогов /
Е.В.Фешина.-М.: Сфера, 2011.
8. Программа дополнительного
образования «Роботенок»
(http://dohcolonoc.ru/programmy-v-dou/9316-programma-robotjonok.html)
9. Проект «Развитие конструирования и образовательной робототехники в
учреждениях общего и дополнительного образования г. Сочи на период 20142016 гг.» (http://sochi-schools.ru/sut/im/d_114.pdf)
10. Рабочая программа «Робототехника в детском саду» (http://sochischools.ru/sut/im/d_114.pdf)

10

Аннотация
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
ориентирована на детей в возрасте от 5 до 7 лет, срок реализации составляет 1
год.
Цель программы: создание благоприятных условий для развития у
старших дошкольников первоначальных конструкторских умений на основе
LEGO– конструирования.
Задачи:
Обучающие:
 закреплять и развивать навыки конструирования по образцу, условию и
замыслу;
 обогащать и активизировать словарь, совершенствовать монологическую речь
(умение составлять рассказ о предмете, описывать свои действия, выстраивать
цепочку логического и последовательного повествования и др.;
 формировать умение искать и преобразовывать необходимую информацию на
основе различных информационных технологий (графических – текст,
рисунок, схема; информационно-коммуникативных);
 развивать мелкую моторику рук, стимулируя в будущем общее речевое
развитие и развитие умственных способностей.
Развивающие:
 развивать у дошкольников интерес к моделированию и конструированию,
стимулировать детское техническое творчество;
 развивать творческие способности и логическое мышление детей;
 развивать образное, техническое мышление и умение выразить свой замысел;
 развивать умения творчески подходить к решению задачи и излагать мысли в
четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения,
анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем
логических рассуждений.
Воспитательные:
 формировать предпосылки учебной деятельности: умение и желание
трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной
целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу;
 развивать коммуникативную компетентность старших дошкольников на
основе организации совместной продуктивной деятельности (умение работать
над проектом в команде, эффективно распределять обязанности, развитие
навыков межличностного общения и коллективного творчества.
Отличительные особенности программы.
Структура дополнительной общеобразовательной программы состоит из
увлекательных занятий, каждое занятие дети изготавливают определенную
постройку, на определенную тематику, что позволяет комплексно и в доступной
по возрасту форме познакомить обучающихся с основными направлениями
конструирования.
11

12


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».